Во всех планах палестино-израильского урегулирования, как в разобранном будильнике, есть одна деталь, которая всегда остается лишней и не укладывается ни в одну схему. Это сами палестинцы.
Сейчас появляются новые попытки сложить этот паззл, на этот раз с помощью американского плана, еще не озвученного полностью, но уже довольно спорного.
Самый известный из подобных проектов – два государства для двух народов – обсуждался еще до Второй мировой войны. Арабское население изначально отвергло его, надеясь уничтожить еврейское государство. Но до сих пор у него есть сторонники, главным образом в Европе.
С точки зрения международного сообщества, главным препятствием к осуществлению этого раздела служат поселения и спор о границах. В Израиле же слишком хорошо понимают, что при любых благих намерениях палестинское государство превратится в гнездо террора.
Кроме того, неясно, кто уполномочен вести переговоры от имени всех палестинцев, поскольку власть Махмуда Аббаса не признают в Газе. Одним словом, уже давно идея «двух государств» считается нереалистичной.
Беда в том, что все остальные идеи выглядят еще более фантастическими. Например, «одно государство для двух народов», где Израиль распространяет свою юрисдикцию на палестинские территории. В этом случае арабское населения получает все гражданские права и, с помощью демографического фактора и политической активности, лишает Израиль его еврейской идентичности. С таким поворотом не согласны большинство израильтян, а недавно принятый Закон о национальном характере государства делает его практически невыполнимым. Существуют и юридические препоны: согласно международному законодательству, палестинские территории считаются незаконно оккупированными и Израиль не может просто так присоединить их. И наконец, с точки зрения безопасности такое объединение означает ликвидацию всех границ и блокпостов, чем, разумеется, воспользуются палестинские террористы.
Еще одна миротворческая утопия – палестино-иорданская, а в перспективе - палестино-иордано-израильская конфедерация. Ее инициаторы считают главным плюсом снятие вопроса об обмене населением и территорией. И евреи, и арабы остаются на своих местах и получают право на самоопределение – быть ли им палестинскими, иорданскими или израильскими гражданами. Что ж, в Швейцарии или в Бельгии такое решение наверное было бы удачным. Показательно, что вопрос безопасности здесь даже не рассматривается, хотя оно включает и Западный берег, и сектор Газа.
В Израиле уже давно говорят о необходимости в Газе масштабной военной операции, которая разрушит инфраструктуру террора. Вопрос в том, кто возглавит правительство в секторе, когда оттуда будет изгнан ХАМАС. Председатель ПНА Махмуд Аббас в последние годы делает все, чтобы подорвать экономическое положение Газы. Но значит ли это, что он готов прийти на освободившееся место и взять на себя управление разоренной территорией с более чем миллионным голодным и озлобленным населением? Да и справится ли он с такой задачей? Скорее, действия Аббаса по углублению гуманитарного кризиса в Газе – месть политическим противникам, а не борьба за власть.
Существует также план привлечения Каира как ключевого участника палестинского урегулирования: мол, Египет будет контролировать Газу, а Иордания – часть Западного берега. Также обсуждался вариант переселения палестинцев с Западного берега на север Синая, где им будет специально выделена территория. Но ни Египет, ни Иордания не выражают особой радости по поводу того, что им придется брать на себя ответственность за палестинское население. Иордании хватает проблем с сирийскими беженцами, Египту – с джихадистами Синая и «Братьями-мусульманами». Вряд ли удастся «сосватать» президенту Ас-Сиси напичканную оружием и экстремистами Газу.
Поговаривают даже о реоккупации сектора Израилем. Из всех выходов этот – самый реалистичный, но самый плохой.
Понимая это, США изучают модель так называемого «внешнего управления», при которой Израиль будет отвечать за безопасность, а суннитские страны – за развитие и экономику сектора. Включить в этот проект предполагается не только американских союзников - Саудовскую Аравию, ОАЭ, Иорданию и Египет, - но и Катар с Турцией. Эрдоган уже отверг эту идею, однако для Катара она может стать политической реабилитацией за связи с Ираном, Асадом и Хизбаллой.
К чему приведет международное шефство на Газой? К процветанию или к превращению сектора в неконтролируемую базу экстремизма, криминала и отмывания денег? Впрочем, этот проект имеет так же мало шансов на осуществление, как и остальные.
Что касается плана Трампа по Западному берегу, то в его обнародованных деталях тоже много моментов, с которыми никогда не согласятся палестинцы. Это и отказ от столицы в Иерусалиме, и сохранение поселений, и израильский суверенитет в Иорданской долине. Среди других подводных камней – возможный контроль арабских стран над исламскими святынями Иерусалима. До сих пор их единственным хранителем считается король Иордании, и потеря этого статуса нанесет серьезный удар по монархии.
И сам Трамп, и его посланники Джаред Кушнер и Джеймс Гринблатт постоянно говорят об экономической составляющей своих проектов. Мол, план урегулирования обещает палестинцам щедрое вознаграждение. Но удастся ли США и арабским странам купить палестинское руководство? После соглашений Осло ПНА получила десятки миллиардов долларов прямых субсидий, а ВВП на душу населения удвоился. Однако этот «золотой дождь» не принес мира – и не мог принести. Борьба против «оккупации» для палестинцев дороже денег – она служит главным, если не единственным фактором национальной идентичности, оправдывающим их существование как народа. Поэтому они никогда не согласятся ни на какой мирный план. Сейчас их задача – тянуть время в ожидании, пока в Белом доме закончится эпоха напористого Трампа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий