суббота, 29 сентября 2018 г.

Палестинцы должны заплатить за независимость

http://detaly.co.il/palestintsy-dolzhny-zaplatit-za-nezavisimost/
“Палестинцы никогда не пойдут на уступки по вопросу права на возвращение; отмена финансирования агентства ООН по оказанию помощи беженцам ничего не изменит; ожидания, что палестинцы изменят свои позиции вследствие давления извне есть результат элементарного непонимания того, как работают национальные движения”. Этого мнения придерживаются многие. Вместе с тем существует, по крайней мере, одно национальное движение, которое было вынуждено пойти на компромиссы, руководствуясь окружающей действительностью — сионизм.

Вначале сионисты планировали заселить евреев на всей территории Эрец- Исраэль. В 1919 году, на мирной конференции в Париже, Хаим Вейцман представил план заселения всей Эрец- Исраэль. Моше Даян описывал в своей автобиографии, как он ходил пешком по Дженину и восторгался красотами земли израильской. Ицхак Табенкин, отец киббуцного движения, требовал еще в 20-30-е годы заселения всей территории Эрец Исраэль. Даже Леви Эшколь, умеренный руководитель мапайников, сначала поселился в Каландии. Тогда никто не считал, что это место не принадлежит евреям.

Лидеры сионистского движения в первой половине 20-го века полагали, что право евреев распространяется на всю страну. На этом предположении базировалась идеология национального еврейского движения. Однако, несмотря на все национальные мечты, евреям пришлось со временем столкнуться с жесткой реальностью — арабское окружение не давало евреям воплотить свои мечты, а международное сообщество давало понять, что не примет создания на одном участке земли только одного государства.

Со времен “белых книг” правительства Ее Величества, которое отказалось от обещания, данного евреям на всю территорию Эрец-Исраэль в мандатном документе от 1922, и до американского отказа утвердить гарантии на абсорбцию новых репатриантов из стран бывшего СССР во времена правительства Шамира, евреям приходилось справляться с пропастью, лежавшей между их мечтами и надеждами с одной стороны, и тем, на что можно было рассчитывать в реальности — с другой.

Центристское течение в сионизме, куда входили Бен-Гурион, Менахем Бегин и Ариэль Шарон — избрали путь определенного компромисса, достижения части сионистской мечты. В выборе между принесением в жертву наших лучших сыновей и траты огромных средств евреи всегда предпочитали соглашаться на независимость — в ущерб территориям. Когда Бен-Гурион поддержал предложения о разделе Палестины от 1937 и 1947 годов, они вообще не включали в себя Старый город в Иерусалиме и Гробницу праотцев в Хевроне. Он пошел на это не потому, что не верил, что все эти святыни не принадлежат евреям, а потому что верил в предпочтительность синицы в руках — журавлю в небе.


Если израильтяне решат, что настало время для территориального компромисса в Иудее и Самарии, они сделают это не потому, что у нас, якобы, нет прав на эту землю, а потому, что в системе их приоритетов независимость и стремление к жизни важнее, чем контроль над каждым клочком земли. Заявления, что у евреев нет прав в Иудее и Самарии — лживы. Но то, что произошло — это готовность еврейского национального движения взвесить возможности для компромисса взамен на мир.

Именно по этому пути должны пойти и палестинцы: решить, что на первом месте в списке приоритетов у них больше нет уничтожения Государства Израиль и контроля над всеми территориями, с помощью армии или при содействии массового возвращения миллионов беженцев. Вместо этого они должны выбрать независимость и часть территории. Только когда с их стороны прозвучит четкий отказ от планов по наводнению Палестины массами беженцев, мы поймем, что у нас имеется партнер для переговоров. До сих пор, как мы знаем, этого не произошло.

Процесс, в ходе которого палестинцы должны проявить гибкость, предельно важен. Народы обычно не так быстро меняют свои чаяния. Израильтяне решили поддержать Ицхака Рабина, а не Ицхака Шамира на выборах 1992 года из-за желания изменить список приоритетов и  ощущения, что Израиль платит слишком высокую цену за жесткую позицию Шамира в израильско-арабском конфликте. Поэтому желательно, чтобы нашлись палестинцы, которые открыто заявят, что жаль ставить на кон все — ради желания получить все территории. За независимость надо платить. Израильтяне уже заплатили. Теперь — черед палестинцев.
Ади Шварц, ХаАрец.

Комментариев нет:

Отправить комментарий