http://avtomir.zahav.ru/Articles/5886/electromobil_isluchenie_ubivaet
Фото: avtomir.zahav.ru
Век электромобилей: не пора ли надевать шапочку из фольги?
25.09.2018 20:05
Футуристы рисуют картины ближайшего будущего. Гибриды и электрокары получат примерно столько же электроники, как авиалайнер. Системы автопилотирования возьмут под управление тысячи электрокаров, превратив поток в организованную стаю, подчиняющуюся командам супермозга. Через электронные облака потекут терабайты информации, а обеспечивать энергией это хозяйство должны тысячи зарядных станций, имплантированных в асфальт. Нагрузка на электростанции вырастет в тысячи раз. И с ростом потоков энергии поднимется фон электромагнитного излучения. Не угробим ли мы людей в погоне за "экологическим транспортом"?
Пора обряжаться в шапочки из фольги и свинцовые панталоны
Исследования электромагнитных полей в электрокарах и гибридах проводятся с момента их появления. Причем даже в тех странах, где этот транспорт не сильно распространен. В обзоре Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова РАН приведены любопытные данные. Наиболее сильные поля наблюдаются в гибридах, в которых батарея расположена в багажнике и под задним сиденьем, а мотор-генератор спереди. Ток течет через весь автомобиль до аккумуляторов и обратно. Получается не автомобиль, а заряженный контур, который движется в пространстве и генерирует электромагнитное излучение (ЭМИ), максимальное поле которого находится в области таза водителя.
Специалисты Технического университета швейцарского города Биль пришли к несколько иным данным. Их исследования установили, что во время интенсивных ускорений и рекуперативных торможений, когда поля генерировались с большей силой, место на заднем сиденье оказалось в пять раз опаснее водительского. Страшно даже представить, какую порцию ЭМИ получает ребенок, сидящий там в детском кресле.
Чем мощнее электромобиль, тем сильнее он фонит. По результатам исследований, проведенных армейской группой Army TACOM в сотрудничестве с Chrysler, выяснилось, что мощные гибриды при силе тока в 200 А во время разгона генерируют поле 120 мкТл в районе заднего сиденья, а пространственные градиенты доходят до 1000 мГс/м. Тем, кому эти цифры ничего не говорят, скажу, что примерно столько же излучения получают машинисты электропоездов за целую смену.
Гиблое место
Поначалу кажется, что это ерунда. Мы уже больше столетия ездим в трамваях, троллейбусах, электропоездах метро и в пригородных электричках, а поля генерируются холодильниками, стиральными машинами и другими бытовыми приборами. И кажется, что человек давно привык к ним. Однако не все так просто.
"Не так важна сила и величина магнитного поля, сколько его изменчивость, — рассказывает заведующий лабораторией мониторинга радиационных условий среды обитания экипажей пилотируемых станций Института медико-биологических проблем РАН, д. т. н Владимир Цетлин. — Если от промышленных установок идет постоянный фон, то низкочастотные поля в электрокарах и гибридах меняются в тысячи раз за единицу времени в зависимости от ускорения и рекуперативного торможения. В этом и заключается главная опасность электротранспорта".
Организм сначала привыкает к одному уровню ЭМИ, затем пытается подстроиться к другому. А потом совершенно дезориентируется. И даже небольшое по мощности и частоте поле способно выбивать человека из колеи.
Отечественный СанПиН ограничивает доступ к источникам ЭМИ для детей и беременных женщин. Считается, что электромагнитные поля вызывают патологии развития эмбриона.
Защититься таблетками от низкочастотного излучения невозможно, а вот повысить стойкость организма — вполне. К примеру, антиоксиданты отчасти помогают восстанавливать химические реакции. Даже лимонный сок, выпитый днем, возвращает силы. Возможно, вскоре появятся медикаментозные препараты против вредных последствий ЭМИ.
Дожить до пенсии
Как влияет низкочастотное низкофотонное излучение на наш организм? Оно ионизирует молекулы клеток, а значит, искажает течение химических реакций в организме, затрудняет питание тканей кислородом и нарушает регуляторные способности. Оно воздействует на кровь и лимфу. Человек испытывает общее недомогание, сонливость, потерю сил. Снижается концентрация внимания и способность адекватно реагировать на происходящее. Зато растет раздражительность и агрессивность. А это часто оборачивается необъяснимыми действиями на дороге и нелепыми авариями.
"В долгосрочной перспективе резкие изменения техногенного ЭМИ провоцируют начало половых дисфункций и необратимых изменений в системе кровообращения, — утверждает Владимир Цетлин. — Все это мы видим у космонавтов, работающих при высоком излучении. Уровень заболеваний раком у них в десять раз выше, чем у простых людей".
Конечно, с вредным воздействием электромагнитного излучения (ЭМИ) давно сталкиваются машинисты электропоездов, работники подстанций, а также пилоты авиалайнеров. Но они получают неплохую зарплату с надбавками за вредность, пользуются медицинским обеспечением, социальными льготами и рано выходят на пенсию. И к тому времени, увы, нередко уже превращаются в развалины. А что получат владельцы электрокаров и гибридов, которым предложено брать пример с представителей опасных профессий?
К примеру, на гибридах Plug-in есть функция принудительной подзарядки батареи, когда электромотор начинает выполнять функции генератора. Водителю советуют во имя экологии накачивать энергию в аккумулятор на трассе, чтобы на конечном этапе пути на пять минут отключить ДВС и прокатиться в бесшумном режиме где-нибудь под окнами соседей. То есть человеку предложено часами подвергаться облучению низкочастотным электромагнитным полем ради пятиминутки "зеленого" драйва.
Новая реальность
Что же делать? Уезжать жить в деревню и пользоваться там гужевым транспортом? Надевать защитную одежду при посадке в электрокар? Или вовсе их запретить?
"Поступь прогресса не остановить, — рассказывает заведующий кафедрой дизайна МАМИ Александр Сорокин. — Отказываться от современных технических решений и впадать в архаику нельзя. Даже если удастся скорректировать масштабы внедрения электрокаров, то проблема ЭМИ полностью не решится. Штатная электроника, навигационные комплексы, ГЛОНАСС, связь и новые системы автоматизированного управления все равно будут давать излучение".
"Мы стоим на пороге новой электромагнитной реальности, для которой человеческий организм еще не выработал эволюционных средств защиты, — заявляет Владимир Цетлин. — "Зеленый" транспорт подбрасывает серьезные проблемы с экологией. И если наивные рассуждения о безвредности электрокаров возымеют силу, то красивая сказка о "зеленом транспорте" превратится в пугающую антиутопию. Чистым должен быть не только воздух, но и электромагнитный фон".
Вы по-прежнему носите свой мобильный телефон в кармане брюк?
Владимир Гаврилов
Фото: Getty Images
Пора обряжаться в шапочки из фольги и свинцовые панталоны
Исследования электромагнитных полей в электрокарах и гибридах проводятся с момента их появления. Причем даже в тех странах, где этот транспорт не сильно распространен. В обзоре Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова РАН приведены любопытные данные. Наиболее сильные поля наблюдаются в гибридах, в которых батарея расположена в багажнике и под задним сиденьем, а мотор-генератор спереди. Ток течет через весь автомобиль до аккумуляторов и обратно. Получается не автомобиль, а заряженный контур, который движется в пространстве и генерирует электромагнитное излучение (ЭМИ), максимальное поле которого находится в области таза водителя.
Специалисты Технического университета швейцарского города Биль пришли к несколько иным данным. Их исследования установили, что во время интенсивных ускорений и рекуперативных торможений, когда поля генерировались с большей силой, место на заднем сиденье оказалось в пять раз опаснее водительского. Страшно даже представить, какую порцию ЭМИ получает ребенок, сидящий там в детском кресле.
Чем мощнее электромобиль, тем сильнее он фонит. По результатам исследований, проведенных армейской группой Army TACOM в сотрудничестве с Chrysler, выяснилось, что мощные гибриды при силе тока в 200 А во время разгона генерируют поле 120 мкТл в районе заднего сиденья, а пространственные градиенты доходят до 1000 мГс/м. Тем, кому эти цифры ничего не говорят, скажу, что примерно столько же излучения получают машинисты электропоездов за целую смену.
Фото: Getty Images
Гиблое место
Поначалу кажется, что это ерунда. Мы уже больше столетия ездим в трамваях, троллейбусах, электропоездах метро и в пригородных электричках, а поля генерируются холодильниками, стиральными машинами и другими бытовыми приборами. И кажется, что человек давно привык к ним. Однако не все так просто.
"Не так важна сила и величина магнитного поля, сколько его изменчивость, — рассказывает заведующий лабораторией мониторинга радиационных условий среды обитания экипажей пилотируемых станций Института медико-биологических проблем РАН, д. т. н Владимир Цетлин. — Если от промышленных установок идет постоянный фон, то низкочастотные поля в электрокарах и гибридах меняются в тысячи раз за единицу времени в зависимости от ускорения и рекуперативного торможения. В этом и заключается главная опасность электротранспорта".
Организм сначала привыкает к одному уровню ЭМИ, затем пытается подстроиться к другому. А потом совершенно дезориентируется. И даже небольшое по мощности и частоте поле способно выбивать человека из колеи.
Отечественный СанПиН ограничивает доступ к источникам ЭМИ для детей и беременных женщин. Считается, что электромагнитные поля вызывают патологии развития эмбриона.
Защититься таблетками от низкочастотного излучения невозможно, а вот повысить стойкость организма — вполне. К примеру, антиоксиданты отчасти помогают восстанавливать химические реакции. Даже лимонный сок, выпитый днем, возвращает силы. Возможно, вскоре появятся медикаментозные препараты против вредных последствий ЭМИ.
Дожить до пенсии
Как влияет низкочастотное низкофотонное излучение на наш организм? Оно ионизирует молекулы клеток, а значит, искажает течение химических реакций в организме, затрудняет питание тканей кислородом и нарушает регуляторные способности. Оно воздействует на кровь и лимфу. Человек испытывает общее недомогание, сонливость, потерю сил. Снижается концентрация внимания и способность адекватно реагировать на происходящее. Зато растет раздражительность и агрессивность. А это часто оборачивается необъяснимыми действиями на дороге и нелепыми авариями.
"В долгосрочной перспективе резкие изменения техногенного ЭМИ провоцируют начало половых дисфункций и необратимых изменений в системе кровообращения, — утверждает Владимир Цетлин. — Все это мы видим у космонавтов, работающих при высоком излучении. Уровень заболеваний раком у них в десять раз выше, чем у простых людей".
Конечно, с вредным воздействием электромагнитного излучения (ЭМИ) давно сталкиваются машинисты электропоездов, работники подстанций, а также пилоты авиалайнеров. Но они получают неплохую зарплату с надбавками за вредность, пользуются медицинским обеспечением, социальными льготами и рано выходят на пенсию. И к тому времени, увы, нередко уже превращаются в развалины. А что получат владельцы электрокаров и гибридов, которым предложено брать пример с представителей опасных профессий?
Фото: Getty Images
К примеру, на гибридах Plug-in есть функция принудительной подзарядки батареи, когда электромотор начинает выполнять функции генератора. Водителю советуют во имя экологии накачивать энергию в аккумулятор на трассе, чтобы на конечном этапе пути на пять минут отключить ДВС и прокатиться в бесшумном режиме где-нибудь под окнами соседей. То есть человеку предложено часами подвергаться облучению низкочастотным электромагнитным полем ради пятиминутки "зеленого" драйва.
Новая реальность
Что же делать? Уезжать жить в деревню и пользоваться там гужевым транспортом? Надевать защитную одежду при посадке в электрокар? Или вовсе их запретить?
"Поступь прогресса не остановить, — рассказывает заведующий кафедрой дизайна МАМИ Александр Сорокин. — Отказываться от современных технических решений и впадать в архаику нельзя. Даже если удастся скорректировать масштабы внедрения электрокаров, то проблема ЭМИ полностью не решится. Штатная электроника, навигационные комплексы, ГЛОНАСС, связь и новые системы автоматизированного управления все равно будут давать излучение".
"Мы стоим на пороге новой электромагнитной реальности, для которой человеческий организм еще не выработал эволюционных средств защиты, — заявляет Владимир Цетлин. — "Зеленый" транспорт подбрасывает серьезные проблемы с экологией. И если наивные рассуждения о безвредности электрокаров возымеют силу, то красивая сказка о "зеленом транспорте" превратится в пугающую антиутопию. Чистым должен быть не только воздух, но и электромагнитный фон".
Вы по-прежнему носите свой мобильный телефон в кармане брюк?
Владимир Гаврилов
Комментариев нет:
Отправить комментарий