Возможные объяснения ряда последних событий на Ближнем Востоке пока не приведены полностью, но соединяющие их линии постепенно становятся все более отчетливыми.
Вот что произошло менее чем за неделю: нанесен таинственный авиаудар по шиитским милициям в Сирии, неподалеку от границы с Ираком (источники в администрации США полагают, что это сделал Израиль); в Йемене началось мощное наступление саудовской армии на оплот поддерживаемых Ираном повстанцев-хуситов; премьер Биньямин Нетаниягу внезапно посетил Амман.
Фоном всему этому является борьба США и их союзников (Израиля, Саудовской Аравии, ОАЭ) против распространения влияния Ирана в регионе. Войска Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене, при ограниченной поддержке США, Великобритании и Франции, начали наступать в направлении порта Ходейда на западном побережье Йемена. Через этот порт Иран снабжает хуситов ракетами — и не проходит недели, чтобы хуситы не запустили хотя бы один «скад» в направлении Эр-Рияда.
И это только незначительная часть событий. Только то, что известно широкой общественности. Это надо принимать в расчет, когда мы говорим о, якобы, нерешительных и медлительных действиях правительства против ХАМАСа.
Нападение на шиитские милиции близ города Аль-Букмаль в Сирии рано утром 18 июня выделяется масштабами и мощью. Если прежние такие атаки, приписываемые Израилю, происходили в центральной и южной частях Сирии, то эта – на востоке страны, в 400 км от израильской границы.
Режим Башара Асада сначала обвинил в этом нападении Соединенные Штаты, те категорически отвергли претензии. Позже телеканал CNN сообщил, будто за атакой стоит Израиль. Иерусалим никак не комментирует все эти публикации.
Известно, что в этом инциденте убиты десятки боевиков шиитских милиций, связанных с Ираном. Да, технические возможности израильских истребителей и некоторых БПЛА позволяют им действовать на таком удалении от баз. И все-таки это нападение свидетельствует о том, что возникла срочная необходимость нанести удар – возможно, по колоннам, доставляющим оружие в Сирию, возможно, по передислоцируемым подразделениям, и т.п.
Более года Израиль предостерегает от создания сухопутного коридора под контролем режима аятолл от территории Ирана через Ирак и Сирию прямо к объектам «Хизбаллы» в Ливане. Нетаниягу неоднократно заявлял (в последний раз на заседании правительства 17 июня): ЦАХАЛ примет меры к полному прекращению военного присутствия Ирана в Сирии, даже если для этого придется действовать в глубине сирийской территории.
Авиаудар 18 июня, о котором говорилось выше, совершен на фоне продолжающихся попыток России договориться о новом урегулировании ситуации на юге Сирии. В Израиле сначала с оптимизмом оценивали такую возможность — но недели идут, а никаких реальных шагов все еще не сделано.
На этом фоне растет дипломатическая активность, так или иначе связанная с Ближним Востоком. Премьер Нетаниягу посетил Амман и провел переговоры с королем Абдаллой II. Председатель Совета национальной безопасности Израиля Меир Бен-Шабат на этой неделе слетал в Москву и встретился с российским коллегой. А посланники Трампа, Кушнер и Гринблатт, побывали уже в столицах нескольких влиятельных государств региона. Помимо подготовки к презентации мирной инициативы Трампа, они пытаются убедить Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива выделить средства на восстановление Газы. И логично предположить, что саудовцы согласятся открыть бумажник только в обмен на решительные действия американцев по ограничению влияния Ирана на Ближнем Востоке.
Амос Харэль, "ХаАрец"
Комментариев нет:
Отправить комментарий