Оккупированные территории» и «Западный берег» — напрасные и бессмысленные слова. Так считает доктор Рон Брайман, обратившийся недавно в Министерство обороны с требованием в срочном порядке отказаться от использования этих общепринятых терминов.
Недавнее решение факультета гуманитарных наук тель-авивского университета отказаться от исполнения государственного гимна Израиля «Ха-Тиква» во время церемонии вручения дипломов доктор Брайман считает одним из последствий того, что ложно используемые понятия навязываются общественному сознанию.
— Для начала я предложил изменить наименование должности координатора деятельности правительства на территориях — на «координатор деятельности правительства в Иудее и Самарии». А также дать указание радиостанции «Галей ЦАХАЛ» не употреблять словосочетание: «Наш корреспондент с территорий передает…». Правильнее говорить – «наш корреспондент в Иудее и Самарии», — пояснил «Деталям» доктор Брайман.
По его мнению, не отражающие и доли смысла – политического, исторического, географического, правового — термины «оккупированные
территории» и «Западный берег» вообще должны исчезнуть из нашей речи.
Сам он – потомок основателей Тель-Авива, на протяжении вот уже шести поколений его семья живет здесь. Доктор химических наук, сотрудник института Вейцмана и лектор Ариэльского университета, в 1995-2001 гг. доктор Рон Брайман также был пресс-секретарем форума «Профессора за сильный Израиль», а с 2001 по 2005 год руководил этой организацией. Он автор сотен публикаций, среди которых есть и аналитические статьи, посвященных манипуляции общественным сознанием.
— Доктор Брайман, почему смена терминологии кажется вам столь важной задачей?
— Прежде всего, я настаиваю на восстановлении справедливости. Как у каждого человека есть имя, данное ему отцом и матерью, так и районы, о которых мы говорим, «наречены» историей и географией. В течение трех тысяч последних лет они назывались Иудеей и Самарией. Иудея – это не только наследие колена Иуды и царства, это еще и источник самоназвания еврейского народа. Поэтому мы жили не на территориях – мы жили в Иудее, и мы жили в Самарии. Как только мы употребляем слово «территории», мы тотчас меняем смысл всего исторического контекста, мы теряем связь со своей собственной историей, географией и родословной.
Почему так важно поменять существующую семантику и начать, прежде всего, с радиостанций «Галей ЦАХАЛ» и «Коль Исраэль» — судите сами. Когда говорят, что человек, к примеру, выехав из Шхема, въехал на территорию Израиля – это катастрофическая ошибка. Шхем всегда был израильским городом, равно как и Хеврон, который вообще известен в истории, как столица еврейского государства до того момента, пока царь Давид не перенес столицу в Иерусалим.
Кстати, первый шаг в правильном направлении сделал Белый дом, дав распоряжение своим чиновникам не употреблять словосочетание «оккупированные территории». Хорошо бы отказаться и от термина «Западный берег», который сам по себе также невежественен, потому что отражает другую ложную концепцию. Вот Вы, к примеру, где живете?
— В Холоне.
— А я в Тель-Авиве. Стало быть, собственно, мы с вами тоже живем к западу от реки Иордан.
— Как и когда ввели в обращение термин «Западный берег»?
— Во время Войны за независимость в 1948 году. Иорданский король оккупировал Иудею и Самарию и назвал эту территорию «Западным берегом». Это было логично с его точки зрения — все, что западнее реки Иордан, территории Западного берега — но не с нашей. Потому что с нашей точки зрения, как я уже говорил, все, что западнее реки Иордан – это и Негев, и Галилея, и прибрежная равнина.
Причем оба применяемых термина вошли в обиход относительно недавно. В любых географических атласах двадцатых или тридцатых годов прошлого века, вышедших еще до создания государства Израиль, — христианских, мусульманских, еврейских — вы не найдете никакого упоминания о «Западном береге». Иудея и Самария, только так.
— Кому, на Ваш взгляд, это нужно?
— Я считаю это казусом политкорректности. Но в данном случае я не взываю ни к какой политике, не играю в полунамеки, а говорю всего лишь об искажении исторического и географического смысла. И считаю, что невежественное употребление термина «Западный берег», отражающего концепцию иорданской оккупации, должно исчезнуть из употребления.
— Но они верны с точки зрения международного права?
— Давайте начнем со времени британского мандата. Сменив турков, англичане получили мандат на управление Палестиной, а по сути оккупировали землю. А после Войны за независимость Иудею и Самарию заняла Иордания. Но мы никогда и ничего не оккупировали. Если вы помните, Британия, согласно декларации Бальфура, должна была способствовать созданию национального очага для еврейского народа. Однако, как известно, впоследствии Британия нарушила взятые на себя обязательства, создав в значительной части территории, отведенной для еврейского государства, искусственное образование под названием Трансиордания.
— Продолжаются споры и вокруг Иерусалима…
— Я вообще не понимаю, о чем тут спорить. Иерусалим исторически — столица Израиля. Он никогда не был столицей какого-либо другого государства. Он не был столицей Иордании, Турции, Великобритании, он не был столицей крестоносцев или римлян. Единственный народ, которому принадлежал Иерусалим – это еврейский народ.
— Министерство обороны как-то отреагировало на ваше послание?
— Я не получил от них никакого ответа. Но если даже наше суперправое правительство пользуется бессмысленными терминами «территории» и «Западный берег», из-за незнания или порочности, чего нам ждать от остальных?
Марк Котлярский, «Детали».
Комментариев нет:
Отправить комментарий