https://evreimir.com/87374/131009_sarno_zionut/
Может ли ортодоксальный еврей не быть сионистом?
Смерть мудреца Торы Овадьи Йосефа снова обострила полемику в интернете, как о самой личности почтенного рава, так и о его социальной роли в становлении и жизни Государства Израиль.
В этой связи, не имея причин оценивать политическую роль Овадьи, как положительную, поскольку он позволил себе стать ревизионистом Торы, признавая возможность отдавать части Эрец Исраэль «в обмен на МИР», и являлся прямым совиновником того, что религиозные партии не выработали внятной ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ платформы, которая могла бы полностью парализовать деятельность всяких шаломахшавов, считаю возможным снова высказать своё отношение к вопросу антисионизма ряда религиозных кругов Израиля.
Эдмонд Сарно
На моём личном длительном пути в Иудаизм, когда пришлось понять, что только наличие одной еврейской крови вовсе не является гарантией того, что ты можешь считать себя евреем, мне пришлось осознать, что этические нормы еврейской традиции настолько беспощадны к малейшим проявлениям аморальности, что дорога к тому, чтобы стать человеком, именно в иудаистском понимании этого термина, настолько тяжела, что можно считать подвигом уже одно только стремление осилить эту тяжёлую и интеллектуально, и физически, дорогу.
Сформулировав эту мысль, я тем самым высказываю своё интеллектуальное и нравственное преклонение перед примерно 160 поколениями наших предков, которые (после выхода Авраама из Ура Халдейского) сумели донести до наших дней, несмотря на уникальность применённых к ним видов прессинга, всю философскую и этическую полноту Иудаизма, отказывая одновременно в таковом отношении, всем носителям ревизионистских тенденций в Иудаизме, как носителям ассимилянтского направления мышления среди евреев.
Позиционируя себя, как сторонника уже сформулированной максимы – «От Торы нельзя убавить, к Торе нельзя прибавить!», и наблюдая уже (Барух А Шем) воочию жизнь нашего народа в нашем государстве, вынужден сказать, что меня, как относительно недавнего, почти полностью секулярного еврея, потрясли несколько моментов в наших реалиях – а именно:
Мои ортодоксальные соплеменники, имея в руках только ОДНУ Тору, имеют, при этом, несколько политических партий, занимающих несколько невнятные позиции, как по ряду узловых внешнеполитических моментов, так и по социально наиважнейшим внутриполитическим проблемам.
Случается, в том числе, даже по самому факту существования сионистского государства Израиль!
Да, мне приходилось слышать, даже от уважаемых в Иудаизме людей, вопрос: «Ну, и зачем Вам это сионистское государство?»
Я понимаю, создатели сионизма в девятнадцатом веке были людьми с возможно атеистической направленностью мышления, так сказать первая генерация почти полностью эмансипированных евреев, которые, ошалев от счастья, что демократические преобразования в Европе дали им гражданские права, настолько застеснялись своей собственной теологической, философской и нравственной традиции, что понадобилось дело Дрейфуса, и погромы во Франции и России, чтобы они осознали: многосотлетняя молитва их безусловно ортодоксальных предков – «В следующем году в Иерусалиме», должна быть реализована практически, путём воссоздания государства Израиль, как единственной гарантии сохранения евреев, как этноса.
Жаль, конечно, что ни дело Дрейфуса, ни погромы не привели их к некоторой оптимизации своего отношения к наследию их предков, однако А Шем творит реальность руками людей, и ЭТИ ЛЮДИ были ЕГО ОРУДИЕМ!
Таким образом, лично я, будучи евреем, делающим первые шаги по пути познания, никак не могу согласиться, что часть моих соплеменников, собратьев по вере, рассматривает сионизм, как что-то чуждое Иудаизму, имея при этом конкретные тексты сидуров:
Минха в будни:»…И подними знамя, под которым соберётся народ наш, рассеянный по свету; и собери нас, всех вместе, с четырёх сторон света. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, СОБИРАЮЩИЙ ПО СВЕТУ НАРОД СВОЙ, ИЗРАИЛЬ!»
Таким образом, при наличии конкретных текстов Сидуров, просто при реальном осознании всех изгибов исторического процесса, необходимо признать, что буквально все евреи, до начала европейской эмансипации, БЫЛИ СИОНИСТАМИ, но, почему-то, испугались Сионизма, когда СИОНИЗМ заговорил светским языком, а его секулярные основатели перешли к практической реализации главной идеи сионизма – практическим действиям по собиранию евреев в Эрец Исраэль!?
Исходя из изложенной, вполне понятно, чисто личной точки зрения еврея, осознающего тот факт, что именно существование Иудаизма, точнее существование верующих евреев, сделало возможным воссоздание государства Израиль, я не могу понять, как может верующий еврей быть антисионистом, вплоть до таких крайних форм, которые демонстрируют представители секты «Нетурей карта»?
И не могу понять, как могут мои верующие собратья быть разделены между собой политически на несколько партий, имея только один реальный политический документ – Хумаш?
Совершенно невозможно понять это обстоятельство – разные религиозные партии, и с точки зрения нравственной – почему, ДО СИХ пор, верующие евреи не создали в Израиле главный, регулирующий основы этической (И ПОЛИТИЧЕСКОЙ) жизни евреев орган – САНГЕДРИН?
В сущности, существование нескольких политических религиозных партий у верующих евреев является нашим позором, поскольку, как уже указывалось, у нас есть только одна политическая платформа – Тора, полностью исключающая возможность двойственности её толкования!
И, когда, мы имеем более одной политической партии, вместо одного Сангедрина, это свидетельствует о нашем позоре, как людей, не совсем качественно реализующих положения Торы.
Поскольку если до этой простой мысли не дошли наши духовные лидеры – раввины, до этого должны дойти сами верующие евреи – дать необходимый импульс раввинату, для осознания пагубности множества политических религиозных партий. Уже одним только этим фактом – множественностью, компрометирующих однозначность Торы.
В рамках лично моего восприятия этого национального наследия – ТаНаХа, мне непонятно и другое – какое право имеет верующий еврей на уклонение от службы в армии Израиля?
Создаётся впечатление, что скрыто антисионистское мышление ряда верующих евреев, является просто одной из сознательно создаваемых причин для уклонения от социальной ответственности перед обществом и государством, путём необоснованных рассуждений об антисемитском мышлении сионистов. С искусственным затушёвыванием того обстоятельства, что, согласно Сидуру, сионистом обязан быть каждый верующий еврей
Тора даёт только три причины отсрочки от призыва в армию. И НИКАКОЕ законодательство не может изменить этот факт!
ЛЮБАЯ ПОПЫТКА обойти эти три причины отсрочки, попытка добавить к ним НОВЫЕ, любым новым «законом Таля», явится, всего-лишь, недостойным методом ревизии Торы, который не сделает чести ни одному религиозному лидеру, и автоматически делает его РЕВИЗИОНИСТОМ!
Следует понимать и другое – или верующие евреи будут образцом индивидуальной и социальной порядочности, или мы деградируем до нравственного и интеллектуального состояния арабов, когда от веры в Б-га у них не осталось ничего кроме фанатизма.
И тогда даже еврей на четверть, не говоря уже о еврее только по отцу, отслуживший в армии Израиля, сможет просто игнорировать нашу социальную и политическую позицию, обвиняя нас в непоследовательности.
Автор — Эдмонд Сарно
Комментариев нет:
Отправить комментарий