https://mnenia.zahav.ru/Articles/3498234
Медленно, но навсегда. Европа отказывается от российских нефти и газа
Война наносит удар за ударом по главной опоре федерального бюджета, да и всей российской экономики, - по нефтяной отрасли.
Надо учитывать и политические пророссийские лобби в странах ЕС, то есть эффект так называемой "шредеризации". Во время войны коррумпированные Москвой политики несколько приутихли, но сорвать общеевропейскую инициативу нефтяного эмбарго еще в силах.
От программы ЕС по отказу от российского газа быстрого результата тоже ожидать не стоит. В Европе затянули с давно принятыми планами сокращения зависимости от "Газпрома", и теперь оказалось, что строительство новых терминалов по приему сжиженного природного газа, географическая диверсификация поставщиков, прокладка газопроводов-интерконнекторов через границы членов ЕС и развитие альтернативных источников энергии займет не один год, несмотря на всю спешку. Полное избавление от зависимости наступит в Европе не раньше, чем к 2027 году, как показывает анализ всех возможностей.
Пока же до конца 2022 года ЕС может сократить импорт газа из России наполовину, если серьезно возьмется за дело, а не на 2/3 или 3/4, как провозглашают одобренные Еврокомиссией планы. А "Газпрому" придется учесть, что расчет на переброску экспортных потоков из Европы в Китай вряд ли осуществим в обозримой перспективе: покупать газ в европейском объеме (да еще и по европейской цене) китайцы совершенно не готовы, да и строительство газотранспортной инфраструктуры с Ямала к китайской границе потребует и колоссальных средств, и долгого времени.
Китай не в силах заменить и традиционные рынки российской нефти. Для нефтяного экспорта в восточном направлении есть ограничения по транспортным мощностям, которые сейчас задействованы по максимуму.
Нефтяная отрасль уже испытывает вызванные войной трудности. Отказ от покупки российской нефти и бойкот ее транспортировки морем привел в марте к падению добычи на промыслах примерно на 6%. Если верить независимым иностранным аналитикам, то в этом году Россия может потерять до 25% экспорта, а с ужесточением санкций одновременно с продолжением военных действий в 2023 году падение добычи может составить и 50%. И хотя внутреннее потребление тоже сокращается из-за остановки производств, нефтяникам придется отказываться от бурения новых скважин и ликвидировать работающие.
Восстановить отрасль даже в гипотетическом случае прекращения войны вряд ли удастся. Санкции никто быстро не снимет, последствия будут долгосрочными.
Михаил Крутихин - специалист по нефтегазовому рынку, востоковед, экономический аналитик
Комментариев нет:
Отправить комментарий