Через сколько лет Египет будет полностью дестабилизирован?
Высокая рождаемость разоряет Египет
Министр здравоохранения и народонаселения Египта Ахмед Имад эд-Дин и министр местного развития Мухаммед Хишам аш-Шериф объявили о запуске стратегического плана по контролю за рождаемостью под названием «Развитие Египта: только два ребенка на семью». Как отметил глава минздрава, бороться с резким приростом населения прежде всего необходимо с помощью повышения уровня образованности, трудоустройства женщин и предотвращения ранних браков. По его словам, «контрацепция – это последнее, на что следует полагаться при реализации этой стратегии». Религиозные установки, по его мнению, «также играют важную роль в процессе повышения уровня осведомленности населения».
В 2005 году уровень рождаемости в Египте составлял в среднем 2,5 ребенка, а сейчас он вырос до 3,5. «Либо прирост населения и дальше будет разрушать Египет, либо мы решим эту проблему», – заявил Ахмед Имад эд-Дин. Население Египта ежегодно увеличивается на 2 млн человек. Согласно последней переписи населения, в 2017 году в стране проживает почти 95 млн человек. Еще 9 млн египтян находятся за рубежом, отметил министр местного развития. По его словам, если прирост продолжится такими же темпами, через три года правительство Египта будет обязано обеспечить население 20 тыс. детских садов, через шесть лет – 100 тыс. школ, а через 25 лет – дополнительными 2 млн рабочих мест. Ранее в ряде регионов Египта действовали программы бесплатного распространения средств контрацепции, но, как правило, по религиозным соображениям многие отказываются от участия в них. Для Каира нормой считается два–четыре ребенка на семью, для более бедных сельских районов – от шести и выше. На первый взгляд, государственная политика по сокращению рождаемости в мусульманской стране (более того – в одном из центров мусульманского мира) – нереальная задача. Непонятны и конечные цели такого рода политики. Но информационные сообщения, как и публичные высказывания двух египетских министров, выглядят скорее как элемент пропагандистской кампании и очень лукавы. Реальность интересней.
Во-первых, инициатором этой программы в Египте стали не два министра, а лично президент Абдель Фаттах ас-Сиси. Это он забил панику, когда получил цифры ежегодного прироста населения страны на 2,5 миллиона человек, то есть по относительному темпу в три раза больше, чем в Китае. Мотивация ас-Сиси исключительно экономическая.
Премьер-министр Шериф Исмаил, более всех радеющий за бюджет и платежный баланс, выступил с радикальным предложением просто ограничить численность семей двумя детьми. Сложно себе представить, как бы он попытался проводить в жизнь эту идею. В Египте вообще нет религиозных групп, которые могли бы себе позволить физический контроль над рождаемостью. Но чисто математические подсчеты египетского правительства таковы: если сократить рождаемость хотя бы до 2,4 миллиона в год, то к 2030 году удастся сэкономить до 11 миллиардов долларов. В этой цифре тоже лукавство. Под «экономией» Шериф Исмаил полагает не только сокращение импорта продовольствия, но и урезание расходов на строительство детских садов и школ. А это выглядит странно. Одна часть правительства ратует за повышение образовательного уровня, а другая (условный финансовый блок) подсчитывает, как можно сэкономить, не строя школы. Вы определитесь как-то. Президент ас-Сиси лично предложил продавать в сельских клиниках контрацептивы по сниженным ценам. Также в сельскую местность уже в ближайшее время будут направлены 12 тыс. «консультантов по семейным проблемам». Но тут неясно, где в Египте их возьмут в таком количестве, и они явно не будут имамами. В Коране нет прямых указаний на запрет использования контрацепции (когда священный текст был ниспослан Мухаммаду, не то что такой проблемы не было, арабы слова такого не знали – контрацепция). И тут случилось удивительное. Университет аль-Азхар – крупнейшее в суннитском мире мусульманское учебное заведение, абсолютный авторитет для всех мусульман не только в Египте, неожиданно поддержал инициативу светской власти. Как с ними удалось договориться – непонятно, но аль-Азхар опубликовал фетву, в которой сказано, что ислам в принципе не запрещает планирование семьи. Не поощряет, конечно, но если правительству очень надо...
Фетва – это публичное толкование Священного Корана по насущным проблемам, то есть нормирование поведения верующих мусульман. Издавать фетвы имеют право только признанные улемы, но часто этим злоупотребляют все кому не лень, поскольку размыт критерий «признанности». По сути дела, фетва – это способ общения мусульманского духовенства с уммой при отсутствии в суннитском исламе четкой иерархии. Энциклика папы римского – это истина в последней инстанции, воплощенное Слово Божие, а фетв может быть столько, сколько улемов захотело по этому вопросу высказаться. И в подборе цитат из Корана и хадисов они могут быть куда более изобретательны и лукавы, чем вербовщики свидетелей Иеговы. И здесь президент ас-Сиси ступает на скользкий путь. Почти наверняка можно утверждать, что найдутся улемы, которые воспротивятся не только курсу светских властей, но и фетве Университета аль-Азхар. Тем более что она написана по принципу «и нашим, и вашим». И оспаривать здесь можно не только физическое наполнение программы по сокращению рождаемости (контрацепция, образование и работа для женщин, ограничение многоженства и тому подобное), но и саму религиозно-идеологическую суть. И не только по простому принципу «больше мальчиков – больше джихада», но и как наступление на фундаментальные основы ислама. И это если забыть еще о египетских коптах, которые, как и все православные, не приемлют физического контроля за рождаемостью.
Да, у него нет выбора. Египет финансово не тянет 90 миллионов, а через каких-то пять лет – и все 100 миллионов очень голодных ртов. Но если Университет аль-Азхар – структура практически государственная, то независимых улемов и провинциальных имам-хатыбов контролировать невозможно. В конце концов, Абу Бакр аль-Багдади, идеолог ИГИЛ*, большую часть своей жизни был тихим имам-хатыбом крошечной мечети в бедняцком районе Багдада и жил в саманной комнатушке, пристроенной к стене мечети. Играл в футбол с местными подростками. И что выросло практически на пустом месте? Экономический кризис в Египте поставил перед правительством ас-Сиси вопрос куда более масштабный, чем наполнение бюджета. Это и проблема модернизации ислама, и совершенно нерешаемая в рамках шариата проблема взаимодействия светской власти и духовной. Модернизация ислама – вообще что-то новое, ранее этим занимались только ваххабиты и салафиты со всеми известными последствиями. Их модернизация подается как «возвращение к истокам», что на практике означает средневековье с калашниковым и айфоном. Государственная же модернизация ислама по-египетски может означать насильственное приведение шариатского правления в XXI век. Если Университет аль-Азхар готов взять на себя такую ответственность, им можно только посочувствовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий