среда, 20 июня 2018 г.

Иран бьют на всех фронтах

Возможные объяснения ряда последних событий на Ближнем Востоке пока не приведены полностью, но соединяющие их линии постепенно становятся все более отчетливыми.

Вот что произошло менее чем за неделю: нанесен таинственный авиаудар по шиитским милициям в Сирии, неподалеку от границы с Ираком (источники в администрации США полагают, что это сделал Израиль); в Йемене началось мощное наступление саудовской армии на оплот поддерживаемых Ираном повстанцев-хуситов; премьер Биньямин Нетаниягу внезапно посетил Амман.

Фоном всему этому является борьба США и их союзников (Израиля, Саудовской Аравии, ОАЭ) против распространения влияния Ирана в регионе. Войска Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене, при ограниченной поддержке США, Великобритании и Франции, начали наступать в направлении порта Ходейда на западном побережье Йемена. Через этот порт Иран снабжает хуситов ракетами — и не проходит недели, чтобы хуситы не запустили хотя бы один «скад» в направлении Эр-Рияда.

И это только незначительная часть событий. Только то, что известно широкой общественности. Это надо принимать в расчет, когда мы говорим о, якобы, нерешительных и медлительных действиях правительства против ХАМАСа.
Нападение на шиитские милиции близ города Аль-Букмаль в Сирии рано утром 18 июня выделяется масштабами и мощью. Если прежние такие атаки, приписываемые Израилю, происходили в центральной и южной частях Сирии, то эта – на востоке страны, в 400 км от израильской границы.

Режим Башара Асада сначала обвинил в этом нападении Соединенные Штаты, те категорически отвергли претензии. Позже телеканал CNN сообщил, будто за атакой стоит Израиль. Иерусалим никак не комментирует все эти публикации.

Известно, что в этом инциденте убиты десятки боевиков шиитских милиций, связанных с Ираном. Да, технические возможности израильских истребителей и некоторых БПЛА позволяют им действовать на таком удалении от баз. И все-таки это нападение свидетельствует о том, что возникла срочная необходимость нанести удар – возможно, по колоннам, доставляющим оружие в Сирию, возможно, по передислоцируемым подразделениям, и т.п.

Более года Израиль предостерегает от создания сухопутного коридора под контролем режима аятолл от территории Ирана через Ирак и Сирию прямо к объектам «Хизбаллы» в Ливане. Нетаниягу неоднократно заявлял (в последний раз на заседании правительства 17 июня): ЦАХАЛ примет меры к полному прекращению военного присутствия Ирана в Сирии, даже если для этого придется действовать в глубине сирийской территории.

Авиаудар 18 июня, о котором говорилось выше, совершен на фоне продолжающихся попыток России договориться о новом урегулировании ситуации на юге Сирии. В Израиле сначала с оптимизмом оценивали такую возможность — но недели идут, а никаких реальных шагов все еще не сделано.

На этом фоне растет дипломатическая активность, так или иначе связанная с Ближним Востоком. Премьер Нетаниягу посетил Амман и провел переговоры с королем Абдаллой II. Председатель Совета национальной безопасности Израиля Меир Бен-Шабат на этой неделе слетал в Москву и встретился с российским коллегой. А посланники Трампа, Кушнер и Гринблатт, побывали уже в столицах нескольких влиятельных государств региона. Помимо подготовки к презентации мирной инициативы Трампа, они пытаются убедить Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива выделить средства на восстановление Газы. И логично предположить, что саудовцы согласятся открыть бумажник только в обмен на решительные действия американцев по ограничению влияния Ирана на Ближнем Востоке.

Амос Харэль, "ХаАрец"

Комментариев нет:

Отправить комментарий