https://inosmi.ru/politic/20190128/244457301.html
AgoraVox, Франция
Ляпостиер (L’apostilleur)
*****
Подорванные алжирским наследием наши национальные представления несут на себе ярмо воспоминаний о колониальной войне (ее до сих пор упоминают с другого берега Средиземного моря), забывая о чуть более давних факторах, которые сыграли ключевую роль в начале всей этой истории: распространенные среди берберов из Северной Африки пиратство и рабство.
*****
С приходом Эммануэля Макрона тон изменился. В феврале 2017 года в Алжире он заявил следующее: «Колонизация является частью французской истории. Это преступление, преступление против человечности и настоящее варварство. Это часть нашей истории, и мы должны взглянуть ей и в лицо и принести извинения перед теми, кто пострадал от наших рук». Уместно использовав понятие «варварство», он умолчал о преступлениях против человечности, которые ранее были на совести берберов. Стало ли это побочным эффектом закона Тобиры (**), который обошел арабо-мусульманскую работорговлю (ее жертвами были в том числе и европейцы)?
Все это создало условия для новых шагов. 6 февраля 2018 года Конституционный совет подчинился и принял решение (50 лет спустя) предоставить право на пособие всем жертвам войны в Алжире, которые тогда проживали в стране, а также их правопреемникам, под предлогом недопустимости дискриминации жертв. После этого адвокат парижской коллегии Тарик Абхари (Tarik Abhari) дал понять, что на такие пенсии от Франции могут претендовать и алжирские жертвы армии национального освобождения (***).
Эммануэль Макрон принимает раскаяние как нравственный императив западных обществ. Но являются ли эти чувства взаимными? Разумеется, нет. Существует ли здесь срок давности? В нашей истории, видимо, да, если, конечно, тут не вступают в силу другие расчеты (**).
*****
трагедии, с которыми в течение более двух веков приходилось иметь дело христианскому Западу, были полностью задвинуты в тень, несмотря на их роль в истории Франции и Алжира.
Так, более миллиона белых христиан были обращены в рабство берберами, главным образом в Тунисе, Триполи и Алжире. Еще больше людей попросту были убиты.
Взглянем в прошлое, чтобы лучше понять события с XVI века по 1830 год, когда Франция начала военную кампанию в Алжире. Этот эпизод является частью более широкой картины арабо-мусульманской работорговли с VII по ХХ век, которая в общей сложности заковала в цепи 15 миллионов человек.
*****
Берберские города развивались с опорой на грабеж торговых судов и побережья средиземного моря и даже Атлантического океана вплоть до Англии, Ирландии и Исландии. Пиратство было частью джихада и оправдывало насилие в отношении иноверцев, тогда как погибшие в бою мусульмане должны были попасть в рай. Участвовало в этой деятельности и немало ренегатов.
*****
Здоровых пленных обменивали на выкуп или же обращали в рабов, которые заканчивали жизнь на рудниках или галерах. Остальных просто убивали. Капитан Сервантес, который лишился руки при Лепанто за четыре года до пленения, провел в неволе пять лет, поскольку обладал рыночной ценностью.
К 1650 году в Алжире было 30 000 пленных христиан, многие из которых кончали жизнь самоубийством. В 1795 году Джордж Вашингтон платил ежегодную дань берберам за плавание по Средиземному морю. Удар по торговле в связи с наполеоновскими войнами де факто ослабил пиратство. Устав платить 20% бюджета, США отправили свой флот в 1801 и 1815 годах и в конечном итоге избавились от корсаров паши из Триполи. Британцы и голландцы последовали их примеру.
Окончательно судьбу берберов решили французы, поставив точку в истории алжирского пиратства в 1830 году после трех лет блокады на фоне торгового пассива между Францией и деем Алжира (турецкие наместники в Алжире, управлявшие государством в 1671—1830 годах, — прим. ред.). Французские войска взяли город и освободили последних рабов. О колониализме речи еще не шло, так как страны под названием Алжир не существовало.
Еще большее число убитых ими оказались забытыми жертвами. О них больше не вспоминают в политических и экономических отношениях Франции с бывшей колонией, которая предпочитает закрыть глаза на неудобную для нее историю.
Такова константа нашего правосудия. В той же Гааге факты оцениваются в отрыве от исторических причин. Во время трагедии в Сребреннице, Младич говорил о «реванше над турками» шесть веков спустя. Память о событиях по-разному влияет на людей. Западное правосудие подменило собой примитивное шумерское равенство (око за око…), которому больше нет места в наших судах. Сейчас рассматриваются лишь недавние зверства, а историческая ответственность опускается. Началась бы колониальная эпопея Франции в Алжире, если бы не варварство берберов, от которых требовали его прекратить? Это уже совсем другая тема.
*****
AgoraVox, Франция
Ляпостиер (L’apostilleur)
AgoraVox (Франция): можно ли требовать компенсации за колониализм, забывая о миллионе белых рабов?
Трагедии, с которыми в течение более двух веков приходилось иметь дело христианскому Западу, были полностью задвинуты в тень, несмотря на их роль в истории Франции и Алжира. Сегодня французы все больше занимаются самобичеванием в том, что касается войны в Алжире, забывая о преступлениях против человечности, которые ранее были на совести берберов. Миллион белых христиан были обращены в рабство арабами и берберами в Северной Африке.*****
Подорванные алжирским наследием наши национальные представления несут на себе ярмо воспоминаний о колониальной войне (ее до сих пор упоминают с другого берега Средиземного моря), забывая о чуть более давних факторах, которые сыграли ключевую роль в начале всей этой истории: распространенные среди берберов из Северной Африки пиратство и рабство.
*****
С приходом Эммануэля Макрона тон изменился. В феврале 2017 года в Алжире он заявил следующее: «Колонизация является частью французской истории. Это преступление, преступление против человечности и настоящее варварство. Это часть нашей истории, и мы должны взглянуть ей и в лицо и принести извинения перед теми, кто пострадал от наших рук». Уместно использовав понятие «варварство», он умолчал о преступлениях против человечности, которые ранее были на совести берберов. Стало ли это побочным эффектом закона Тобиры (**), который обошел арабо-мусульманскую работорговлю (ее жертвами были в том числе и европейцы)?
Все это создало условия для новых шагов. 6 февраля 2018 года Конституционный совет подчинился и принял решение (50 лет спустя) предоставить право на пособие всем жертвам войны в Алжире, которые тогда проживали в стране, а также их правопреемникам, под предлогом недопустимости дискриминации жертв. После этого адвокат парижской коллегии Тарик Абхари (Tarik Abhari) дал понять, что на такие пенсии от Франции могут претендовать и алжирские жертвы армии национального освобождения (***).
Эммануэль Макрон принимает раскаяние как нравственный императив западных обществ. Но являются ли эти чувства взаимными? Разумеется, нет. Существует ли здесь срок давности? В нашей истории, видимо, да, если, конечно, тут не вступают в силу другие расчеты (**).
*****
трагедии, с которыми в течение более двух веков приходилось иметь дело христианскому Западу, были полностью задвинуты в тень, несмотря на их роль в истории Франции и Алжира.
Так, более миллиона белых христиан были обращены в рабство берберами, главным образом в Тунисе, Триполи и Алжире. Еще больше людей попросту были убиты.
Взглянем в прошлое, чтобы лучше понять события с XVI века по 1830 год, когда Франция начала военную кампанию в Алжире. Этот эпизод является частью более широкой картины арабо-мусульманской работорговли с VII по ХХ век, которая в общей сложности заковала в цепи 15 миллионов человек.
*****
Берберские города развивались с опорой на грабеж торговых судов и побережья средиземного моря и даже Атлантического океана вплоть до Англии, Ирландии и Исландии. Пиратство было частью джихада и оправдывало насилие в отношении иноверцев, тогда как погибшие в бою мусульмане должны были попасть в рай. Участвовало в этой деятельности и немало ренегатов.
*****
Здоровых пленных обменивали на выкуп или же обращали в рабов, которые заканчивали жизнь на рудниках или галерах. Остальных просто убивали. Капитан Сервантес, который лишился руки при Лепанто за четыре года до пленения, провел в неволе пять лет, поскольку обладал рыночной ценностью.
К 1650 году в Алжире было 30 000 пленных христиан, многие из которых кончали жизнь самоубийством. В 1795 году Джордж Вашингтон платил ежегодную дань берберам за плавание по Средиземному морю. Удар по торговле в связи с наполеоновскими войнами де факто ослабил пиратство. Устав платить 20% бюджета, США отправили свой флот в 1801 и 1815 годах и в конечном итоге избавились от корсаров паши из Триполи. Британцы и голландцы последовали их примеру.
Окончательно судьбу берберов решили французы, поставив точку в истории алжирского пиратства в 1830 году после трех лет блокады на фоне торгового пассива между Францией и деем Алжира (турецкие наместники в Алжире, управлявшие государством в 1671—1830 годах, — прим. ред.). Французские войска взяли город и освободили последних рабов. О колониализме речи еще не шло, так как страны под названием Алжир не существовало.
Еще большее число убитых ими оказались забытыми жертвами. О них больше не вспоминают в политических и экономических отношениях Франции с бывшей колонией, которая предпочитает закрыть глаза на неудобную для нее историю.
Такова константа нашего правосудия. В той же Гааге факты оцениваются в отрыве от исторических причин. Во время трагедии в Сребреннице, Младич говорил о «реванше над турками» шесть веков спустя. Память о событиях по-разному влияет на людей. Западное правосудие подменило собой примитивное шумерское равенство (око за око…), которому больше нет места в наших судах. Сейчас рассматриваются лишь недавние зверства, а историческая ответственность опускается. Началась бы колониальная эпопея Франции в Алжире, если бы не варварство берберов, от которых требовали его прекратить? Это уже совсем другая тема.
*****
Комментариев нет:
Отправить комментарий