“Першинг-2” И было крайне неприятно услышать о возможности его реинкарнации
https://topwar.ru/68512-iskander-m-protiv-pershing-2.html«Искандер-М» против «Першинга-2»
Современный “Искандер-М” и восставший из праха мобильный ракетный комплекс MGM-31C Pershing II. На первый взгляд, у них нет ничего общего: новейший ОТРК с конвенционной БЧ и стратегическая ракета средней дальности, созданная в эпоху холодной войны
Но это лишь на первый взгляд...
Обе “игрушки” доставили кучу проблем, ужаснув противников по обеим “сторонам баррикад”. Обе создавались в тяжелые времена с надеждой изменить традиционный взгляд на ведение БД. Обе обладают мрачной репутацией — с развертыванием “Искандеров” и “Першингов” связан целый шквал международных скандалов.
Несмотря на разницу в возрасте и назначении, обе ракеты весьма близки по габаритам (длина/макс. диаметр корпуса: “Искандер-М” — 7,2/0,92 м, “Першинг-2” — 10,6/1,0 м), а двукратная разница в их стартовой массе (3,8 против 7,4 тонн) не имеет особого значения с точки зрения их базирования. Оба комплекса обладают должной степенью мобильности на местности (“Искандер-М” — самоходная ПУ с колесной формулой 8х8, “Першинг-2” — полуприцеп, седельный тягач). И в равной степени транспортабельны железнодорожным, морским и авиационным транспортом.
Несмотря на троекратную разницу в дальности полета (1770 против 500 км), радиус поражения обеих баллистических ракет достаточно велик в масштабах компактной Европы.
Обе “игрушки” доставили кучу проблем, ужаснув противников по обеим “сторонам баррикад”. Обе создавались в тяжелые времена с надеждой изменить традиционный взгляд на ведение БД. Обе обладают мрачной репутацией — с развертыванием “Искандеров” и “Першингов” связан целый шквал международных скандалов.
Несмотря на разницу в возрасте и назначении, обе ракеты весьма близки по габаритам (длина/макс. диаметр корпуса: “Искандер-М” — 7,2/0,92 м, “Першинг-2” — 10,6/1,0 м), а двукратная разница в их стартовой массе (3,8 против 7,4 тонн) не имеет особого значения с точки зрения их базирования. Оба комплекса обладают должной степенью мобильности на местности (“Искандер-М” — самоходная ПУ с колесной формулой 8х8, “Першинг-2” — полуприцеп, седельный тягач). И в равной степени транспортабельны железнодорожным, морским и авиационным транспортом.
Несмотря на троекратную разницу в дальности полета (1770 против 500 км), радиус поражения обеих баллистических ракет достаточно велик в масштабах компактной Европы.
При разработке обеих комплексов во главу угла ставилась точность.
В силу своего конвенционного снаряжения “Искандер-М” обладает возможностью прямого попадания в цель (отклонение в 5...7 метров компенсируются мощью боевой части).
“Першинг-2” был предназначен для хирургически точного “обезглавливающего” удара по важнейшим объектам военной инфраструктуры СССР: штабам, бункерам, защищенным командным пунктам, узлам связи и т.д. Отсюда — яростное стремление к радикальному уменьшению КВО.
В результате оба ракетных комплекса были оснащены маневрирующей головной частью, и в силу своих исключительно высоких ТТХ, были признаны шедеврами в области ракетостроения.
И вот два непримиримых супергероя внезапно получили шанс на встречу в бою:
— Из интервью бывшего начальника международно-договорного управления Минобороны РФ генерала-лейтенанта запаса Евгения Бужинского.
В силу своего конвенционного снаряжения “Искандер-М” обладает возможностью прямого попадания в цель (отклонение в 5...7 метров компенсируются мощью боевой части).
“Першинг-2” был предназначен для хирургически точного “обезглавливающего” удара по важнейшим объектам военной инфраструктуры СССР: штабам, бункерам, защищенным командным пунктам, узлам связи и т.д. Отсюда — яростное стремление к радикальному уменьшению КВО.
В результате оба ракетных комплекса были оснащены маневрирующей головной частью, и в силу своих исключительно высоких ТТХ, были признаны шедеврами в области ракетостроения.
И вот два непримиримых супергероя внезапно получили шанс на встречу в бою:
— Из интервью бывшего начальника международно-договорного управления Минобороны РФ генерала-лейтенанта запаса Евгения Бужинского.
Великий воин Искандер Двурогий
Он долетит от Калининграда до Варшавы за 2 мин 22 сек. За это время морпех НАТО даже не успеет почистить зубы...
Большая часть траектории полета “Искандер-М” пролегает в зыбких слоях атмосферы на высотах от 20 до 50 км (апогей). В наиболее малоизученных областях атмосферного пространства, недоступных большинству из современных средств ПВО.
Скорость боеголовки в момент отключения маршевого двигателя превышает шесть скоростей звука.
Боевой блок изготовлен с учетом технологии “стелс”. Гладкий, обтекаемый боеприпас с малыми габаритами, без аэродинамических поверхностей большой площади. По данным западных источников, с внешней стороны боеголовка дополнительно покрыта радиопоглощающей ферромагнитной краской. Всё это создает дополнительные трудности для её обнаружения и перехвата средствами ПВО/ПРО противника.
Семь типов боевых частей для решения широкого круга задач: кассетные, осколочно-фугасные, проникающие — массой от 480 до 700 кг.
Большая часть траектории полета “Искандер-М” пролегает в зыбких слоях атмосферы на высотах от 20 до 50 км (апогей). В наиболее малоизученных областях атмосферного пространства, недоступных большинству из современных средств ПВО.
Скорость боеголовки в момент отключения маршевого двигателя превышает шесть скоростей звука.
Боевой блок изготовлен с учетом технологии “стелс”. Гладкий, обтекаемый боеприпас с малыми габаритами, без аэродинамических поверхностей большой площади. По данным западных источников, с внешней стороны боеголовка дополнительно покрыта радиопоглощающей ферромагнитной краской. Всё это создает дополнительные трудности для её обнаружения и перехвата средствами ПВО/ПРО противника.
Семь типов боевых частей для решения широкого круга задач: кассетные, осколочно-фугасные, проникающие — массой от 480 до 700 кг.
Маневрирующий боевой блок с коррекцией на всех участках полета. Система газовых рулей в разреженных слоях атмосферы и отклоняемые рули на финальном участке траектории. Применяется интенсивное маневрирование с перегрузками 20-30g на терминальной стадии полета. Имеется возможность отвесного пикирования на цель под углом, близким к 90° на скорости 700-800 м/с. КВО боеголовки “Искандер-М” достигает 5...7 метров.
Смешанная система наведения по данным инерциальной навигационной системы (ИНС) на начальном и среднем участке полета и оптических датчиков (по типу DSMAC) на терминальной стадии. Рассматривается вопрос об оснащении боевых блоков системой наведения на основе GPS/ГЛОНАСС.
Имеется проект по оснащению боевых блоков собственной системой РЭБ для постановки активных помех радиолокационным средствам системы ПВО противника.
Смешанная система наведения по данным инерциальной навигационной системы (ИНС) на начальном и среднем участке полета и оптических датчиков (по типу DSMAC) на терминальной стадии. Рассматривается вопрос об оснащении боевых блоков системой наведения на основе GPS/ГЛОНАСС.
Имеется проект по оснащению боевых блоков собственной системой РЭБ для постановки активных помех радиолокационным средствам системы ПВО противника.
Его летные характеристики находятся на грани возможностей западных систем ПВО/ПРО. Высокая точность, вкупе с мощной БЧ ракеты (в 1,5-2 раза тяжелее БЧ “Томагавка”) позволяют “Искандер-М” менять “условия игры”, изменяя обстановку на театре военных действий. Командные пункты и базы противника, ангары, топливохранилища, скопления бронетанковой и авиационной техники, позиции ЗРК, артбатареи, мосты и электростанции: все это подвергнется неминуемому тотальному разрушению в первые минуты войны.
“Семь минут полета до Москвы...”
...Коснувшись звезд на высоте 300 км, боеголовка стремительно возвращалась в атмосферу. В глубине корпуса, надежно защищенный от жара, холода и перегрузок, методично отсчитывал секунды бортовой компьютер …428, 429, 430 — пройдена линия Кармана. Пора! Руководствуясь данными акселерометра и гироскопов, боевая часть «Першинга-2» разворачивалась в пространстве перпендикулярно траектории падения. Тормози! Тормози! Потоки плазмы клочьями срываются со скользкой поверхности корпуса и уносятся прочь в фиолетовую мглу стратосферы. Поначалу слабая и разряженная, атмосфера уже уверенно свистит за бортом, раскачивая в своих потоках “челн”, рискнувший бросить вызов воздушному океану.
...Коснувшись звезд на высоте 300 км, боеголовка стремительно возвращалась в атмосферу. В глубине корпуса, надежно защищенный от жара, холода и перегрузок, методично отсчитывал секунды бортовой компьютер …428, 429, 430 — пройдена линия Кармана. Пора! Руководствуясь данными акселерометра и гироскопов, боевая часть «Першинга-2» разворачивалась в пространстве перпендикулярно траектории падения. Тормози! Тормози! Потоки плазмы клочьями срываются со скользкой поверхности корпуса и уносятся прочь в фиолетовую мглу стратосферы. Поначалу слабая и разряженная, атмосфера уже уверенно свистит за бортом, раскачивая в своих потоках “челн”, рискнувший бросить вызов воздушному океану.
На высоте 15 км «Першинг-2» гасил скорость до 2-3 скоростей звука, ИНС в очередной раз ориентировала боеголовку должным образом — и начиналось увлекательное действо. Под абляционным пластиковым обтекателем оживал радиолокатор системы RADAG. Боеголовка получала кольцевое изображение подстилающего рельефа за счет сканирования вокруг вертикальной оси с угловой скоростью 2 об/сек. В памяти бортового компьютера хранились четыре эталонных изображения района цели для разных высот, записанные в виде матрицы, каждая ячейка которой соответствовала яркости данного участка местности в выбранном диапазоне радиоволн. Сравнивая полученные данные с заложенными в память радиолокационными картами, боеголовка определяла свое текущее положение и погрешность ИНС. Коррекция боевого блока на заатмосферных высотах производилась с помощью реактивных двигателей на сжатом воздухе; в атмосфере — аэродинамическими поверхностями с гидравлическим приводом.
Выполнив свою задачу, система RADAG отключалась на высоте около 1 км. Получив последний корректирующий импульс, боеголовка пикировала по баллистической траектории, проводя точечное уничтожение намеченной цели.
Маленький смертоносный шедевр фирмы “Мартин Мариетта” привел в смятение весь советский генералитет и партийную верхушку СССР. В случае начала войны, БРСД “Першинг-2” за несколько минут “выбивали” все важнейшие объекты военной и гражданской инфраструктуры на территории европейской части СССР. Не было никакой возможности защититься от страшной угрозы. Ядерный паритет был нарушен.
Траектория полета "Першинг-2"
К декабрю 1985 года на территории ФРГ было развернуто 108 пусковых установок MGM-31C Pershing II. Эффект от этого был сравним с нынешним размещением ОТРК “Искандер-М” в Калининградской области. Разгорелся международный скандал, еще более охладивший отношения между СССР и США.
Последующие несколько лет страны искали выход из сложившейся ситуации. Ни одна из сторон не желала идти на компромисс. Не в силах соревноваться по точности своих ракет с “Першингом-2”, Советский Союз, в отместку, продолжал развертывание ракет средней дальности РСМ-10 “Пионер” (круговое отклонение от цели ±550 метров против 30 м у “Першинга-2”) с намерением разметать группировку натовских войск сплошным термоядерным огнем. Каждый “Пионер” нес по три РГЧ ИН мощностью 150 кт против моноблочной БЧ “Першинг-2” малой мощности (от 5 до 80 кт).
SS-20 Saber (РСД-10 “Пионер”) в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне. Справа от него — малыш “Першинг-2”
Все закончилось в 1987 году подписанием договора о ликвидации ракет малой и средней дальности (РСМД). К лету 1989 года все ракеты “Першинг-2” были сняты с боевого дежурства в Европе. Утилизация заняла еще несколько лет, путем прожига на стенде твердотопливных двигателей обеих ступеней. Таким образом, последний “Першинг-2” был сожжен в 1991 году.
Особый интерес в этой истории вызывают технические моменты американской ракеты. Такие, как система наведения боеголовок: примитивная ретро-электроника позволила реализовать невероятно малое (даже по сегодняшним меркам) значение КВО. Или радиопрозрачный пластиковый обтекатель антенны радара, выдерживавший нагрев в сотни градусов при вхождении боеголовки в плотные слови атмосферы на восьми скоростях звука.
“Першинг-2” канул в лету, заняв своё заслуженное место в рейтинге самых страшных изобретений в истории. И было крайне неприятно услышать о возможности его реинкарнации с использованием современных технологий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий