https://topwar.ru/179018-osobennosti-jeksporta-izrailskih-bpla.html
Особенности экспорта израильских БПЛА
Тяжелый БПЛА Elbit Systems Hermes 900 состоит на вооружении более 10 стран. Фото Elbit Systems
На протяжении долгих лет лидирующее положение на мировом рынке беспилотных авиационных комплексов военного назначения сохраняет за собой Израиль. Компании этой страны разрабатывают, производят и поставляют зарубежным странам большое количество БПЛА разных типов, а также организуют лицензионное производство на иностранных площадках.
Общие показатели
По известным данным, в области БПЛА работает порядка 50 израильских компаний, от небольших организаций до крупных концернов. В общей сложности они предлагают на рынке ок. 160-170 типов беспилотной техники всех классов. Беспилотниками военного назначения занимается пятая часть этих компаний, в основном развитые и крупные организации. За последние десятилетия они вывели на рынок ок. 70 образцов техники.
Усилиями собственной промышленности Израиль почти полностью закрывает потребности своей армии в БПЛА; закупаются только отдельные образцы. Производственные мощности крупных компаний достаточны для быстрого и полного выполнения внутренних заказов, а также для полноценного выхода на международный рынок.
За последние годы израильские БПЛА поставлялись более чем в 50 иностранных армий. По общим объемам поставок Израиль занимает ок. 40% от мирового рынка, причем ранее этот показатель был значительно выше. На беспилотники приходится ок. 10% от общего военного экспорта страны. Основными заказчиками на данный момент являются страны Европы, получающие более половины подобной продукции. Порядка 30% идет в армии Азии, а другие регионы получают менее 20% изделий.
Готовая продукция
Основные доходы от экспорта БПЛА обеспечиваются продажей готовых комплексов, собранных в Израиле. Темой контрактов становится техника ряда основных классов. За рубеж отправляются легкие и сверхлегкие беспилотники разведывательного назначения, средние машины и барражирующие боеприпасы.
В качестве крупного и выгодного заказчика израильской беспилотной техники следует вспомнить Азербайджан. Первые заказы от этой страны поступили еще в 2007-2008 гг., и затем неоднократно появлялись новые. Более того, до недавнего времени азербайджанская армия покупала БПЛА только у Израиля. Подобное сотрудничество позволило за 10-12 лет создать достаточно крупный и мощный беспилотный воздушный флот.
Сотрудничество Азербайджана и Израиля началось с договора на средние БПЛА Aeronautics Aerostar и Elbit Hermes 450. В начале и середине десятых годов последовали новые контракты, предусматривавшие поставку техники иных типов. За счет последовательной закупки беспилотников разных типов со временем были закрыты все основные ниши. Беспилотные комплексы от Elbit Systems, IAI и других компаний покупает множество стран со всех континентов. Клиентами становятся страны с разным промышленным потенциалом. Это и развивающиеся страны, не имеющие собственной школы авиастроения, и более развитые государства, считающие оптимальной закупку импортной техники вместо создания своих образцов.
Список покупателей израильских беспилотников постоянно расширяется за счет новых стран. Так, в декабре стало известно, что в 2020 г. несколько разведывательно-ударных тяжелых БПЛА Hermes 900 отправили в Марокко. Поставка техники состоялась на фоне потепления отношения двух стран, причем за несколько месяцев до возобновления дипломатических отношений.
Лицензионное производство
По желанию заказчика, израильские компании готовы поставлять не только готовую продукцию, но и сборочные комплекты для лицензионного производства. Такой подход использовался в сотрудничестве с несколькими странами и привел к взаимовыгодным результатам.
В 2007 г. израильская компания Elbit Systems и британская Thales UK создали совместное предприятие UAV Tactical Systems, задачей которого стал выпуск разведывательно-ударного аппарата Watchkeeper WK450. Последний представлял собой вариант израильского Hermes 450, доработанный по требованиям Великобритании. Первый полет такой машины состоялся в 2010 г., а с 2014-го серийная техника поступала в войска.
Уже упомянутый Азербайджан в начале прошлого десятилетия заключил соглашение на лицензионное производство нескольких типов БПЛА. Завод Azad Systems был построен при участии компании Aeronautics и вскоре освоил сборку аппаратов Aerostar и Orbiter-2M. Позже удалось нарастить степень локализации, а также освоить сборку комплексов других типов. Впрочем, наиболее сложные изделия по-прежнему приобретались в готовом виде.
В 2009 г. Россия приобрела у Израиля два готовых разведывательных БПЛА IAI Searcher II. Машины хорошо показали себя на испытаниях, в результате чего в 2010 г. появился договор о лицензионном производстве. Сборка техники из импортных комплектующих была налажена на Уральском заводе гражданской авиации. В российских ВВС израильский Searcher II получил название «Форпост».
По мере продолжения производства «Форпостов» принимались меры по повышению степени локализации. В 2019 г. начались летные испытания модернизированного БПЛА «Форпост-Р». Он полностью собран из российских агрегатов и имеет существенные отличия в конструкции и функциях. Имеются сведения о дальнейшем развитии проекта с теми или иными положительными последствиями.
Одновременно с «Форпостом» в производство поставили легкий разведывательный БПЛА «Застава». Это была лицензионная копия израильского Bird-Eye 400 от компании IAI. Объемы производства такой техники были незначительными; попытки доработки не предпринимались. В то же время, «Заставы» позволили наработать опыт для дальнейшего создания собственных проектов этого класса.
Лицензионное производство израильских БПЛА запускалось и в ряде других стран. Кроме того, в ряде случаев компании-разработчики совместно с иностранными партнерами дорабатывали исходные проекты. Впрочем, не все эпизоды подобного сотрудничества к настоящему времени дошли до реального выпуска техники. Так, остается неопределенным будущее лицензионного производства БПЛА в Индии, Польше и других странах.
Опыт и экспорт
В настоящее время Израиль занимает лидирующие позиции на международном рынке БПЛА военного назначения. По количеству производителей, ассортименту моделей и объемам продаж с Израилем в этой сфере могут конкурировать только США. При этом в отдельных направлениях израильская промышленность сохраняет отрыв от американской.
В основе подобных успехов лежит несколько факторов. В первую очередь, это большой опыт крупных израильских компаний. Они начинали исследования в области беспилотной авиации еще несколько десятилетий назад, и в начале восьмидесятых первые образцы поступили на вооружение. В дальнейшем работы продолжались с понятным результатом. В итоге Израилю удалось не только наработать необходимый опыт, но и обеспечить отрыв от зарубежных стран, в т.ч. наиболее развитых в промышленном отношении.
Оператор работает с БПЛА "Застава". Фото Минобороны РФ
Используя имеющийся опыт и доступные технологии, на рубеже девяностых и двухтысячных годов израильская промышленность создала целый ряд удачных БПЛА, продемонстрировала их в своей армии, а также нашла зарубежных покупателей. Успешная эксплуатация в своей стране и за рубежом сделала дополнительную рекламу – и последовали новые заказы.
Свой вклад в общие успехи сделало наличие массы проектов разных классов. Кроме того, важным оказался гибкий подход к сотрудничеству с зарубежными партнерами. Израильские компании готовы дорабатывать проекты, выдавать лицензии и т.д. В ряде случаев это тоже становилось конкурентным преимуществом.
В итоге Израиль смог занять порядка 40% мирового рынка военных беспилотников. Несмотря на активное развитие направления БПЛА в ведущих странах, крупный передел рынка ожидать не стоит. В то же время, следует предполагать, что в ближайшем будущем, по следам недавних конфликтов, спрос на беспилотные авиационные комплексы вновь вырастет – и израильские компании не упустят свою выгоду. Автор:Рябов Кирилл
Комментариев нет:
Отправить комментарий