Председательствующая в ЕС Болгария хочет вернуться к проекту «Южный поток», который она сама заблокировала в 2014 году, и обсуждает перспективу строительства россиянами атомной электростанции. Германия добивается появления газопровода «Северный поток — 2», в чем ее поддерживает Европейская комиссия, заключившая мирное соглашение с Газпромом, против которого она начиная с 2012 года вела антимонопольное расследование. Итальянский союз «Лиги» и «Движения пяти звезд» внес в коалиционное соглашение пункт об отмене европейских санкций в отношении России. Правда, коалиция не может придти к власти из-за сопротивления президента Италии, однако, после очередных выборов она лишь усилится, так что российский вопрос из повестки дня не уйдет. Франция считает Путина союзником в споре с США по поводу введения ограничительных мер против Ирана, того же мнения придерживается Меркель (хотя та занимает более сдержанную позицию). Лед еще не тронулся, но можно сказать, что от изоляции Путина на международной арене не осталось и следа.
Масла в огонь подливают разногласия между ЕС и США. В воздухе витает идея о введении пошлин на европейскую сталь и алюминий, и если они появятся, Европа наверняка предпримет ответные шаги. Ситуация может усугубиться, если Вашингтон ударит санкциями по европейским компаниям, которые торгуют с Ираном и принимают участие в строительстве второй ветки «Северного потока». О том, что эта перспектива реальна, свидетельствуют заявления президента Трампа и ведущих политиков из американской администрации.
В такой ситуации классический принцип лавирования, использующийся в международной политике, склоняет лидеров стран ЕС искать в России если не союзника (это будет слишком большим упрощением), то по крайней мере партнера. Через месяц ЕС должен принять решение о продлении антироссийских санкций, введенных за аннексию Крыма. Сейчас их действие наверняка продлят, но когда вопрос будет поднят снова в конце года, этого, скорее всего, не произойдет.
Недоверие оправдывает себя
На этом фоне практически никакого резонанса не вызвал отчет международной комиссии, которая занималась расследованием крушения малайзийского пассажирского самолета на Украине и вынесла вердикт, что ответственность за это преступление несут не сепаратисты, а регулярные российские войска.
Раз позицию сторонников перезагрузки не изменила даже смерть полутора сотен граждан ЕС, убитых Россией, сложно ожидать, что на них повлияют предостережения Польши и стран Балтии. Мы остались в меньшинстве, но это не повод следовать примеру Франции, Германии или Болгарии (не говоря уже о Венгрии) и идти на сближение с Путиным. Мы ничего от этого не выиграем: газ и нефть Россия будет продавать нам в любом случае, ведь она отлично на этом зарабатывает, а российский рынок не играет ключевой роли для польского экспорта. Потерять мы при этом можем многое.
Если произойдет нормализация отношений с Россией, станет сложно убедить польское общество в необходимости увеличивать расходы на оборону, исчезнет повод для размещения на нашей территории батальона НАТО и бригады США, а также причина, по которой странам Западной Европы следует увеличить размер своих оборонных бюджетов до 2% ВВП. В результате разрядки Европа сконцентрирует свое внимание на «южном» аспекте безопасности: борьбе с терроризмом и нелегальной иммиграцией. Кроме того, Польше станет сложнее склонить Запад продолжать поддерживать украинскую независимость. Никаких плюсов у нормализации отношений с Кремлем (помимо сиюминутных экономических и имиджевых приобретений), нет. Напротив, она может лишь навредить нам. Гораздо более благоприятной выглядит современная атмосфера напряженности и недоверия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий