http://detaly.co.il/nesostoyavshiesya-gosudarstva-glavnaya-ugroza-miru/
Феномен несостоявшихся государств
Авторы показывают, каким образом значительная часть ближневосточных государств превращаются в несостоявшиеся, и чем это грозит региону и всему миру.
Согласно определению ООН, несостоявшиеся государства являются политическими субъектами, которые практически не обладают способностью обеспечить своим гражданам базовую безопасность. Названы три основных причины: слабое правительство, которое не имеет законности и монополии на силовые структуры; крайняя политическая и социальная фрагментация; серьезные экономические проблемы.
К ним можно добавить отсутствие взаимосвязи между нацией и государством, особенно когда различные национальные или этнические группы стремятся к независимости или считают себя принадлежащими к соседнему государству.
Последние два десятилетия показывают, что большинство современных конфликтов, включая международный терроризм, исходят из несостоявшихся государств, которые либо не могут контролировать распространение внутренних беспорядков за пределами своих границ, либо намеренно пытаются экспортировать их в попытке уменьшить угрозу у себя дома.
Другими словами, кризисы, которые развиваются в несостоявшихся государствах, наносят ущерб и их окружению: они являются крупнейшими источниками гуманитарных катастроф, порождают перемещенных лиц и беженцев; ставят под угрозу стабильность режима в соседних государствах; открывают доступ к оружию, похищенному из разрушенных военных объектов; являются благодатной почвой для появления экстремистских и террористических групп. В контексте Ближнего Востока они поощряют подрывную деятельность и среди мусульманских общин в западных странах, дестабилизируя там социальный порядок.
Такие процессы оказывают глобальное воздействие, поскольку международное сообщество ограничено в способностях вмешиваться в ситуацию в несостоявшихся государствах и подавлять повстанческие силы,действующие в них, или поддерживать стабилизацию национальных государств и региональной системы.
Проблема несостоявшихся государств рассматривается экспертами как растущая угроза безопасности для национальных интересов развитых стран.
Арабский мир как средоточие несостоявшихся государств
В ноябре 2016 года в докладе ООН о развитии человеческого общества арабский мир обозначен как регион, который пережил самый большой рост числа войн и насильственных конфликтов в течение последнего десятилетия. Там указано, что именно на Ближнем Востоке теперь находятся «наибольшее число стран, которые стали несостоявшимися государствами».
В докладе прогнозируется, что к 2020 году почти трое из каждых четырех арабов будут жить в «странах с высоким риском конфликтов»
Корни этого положения кроются в мирных соглашениях, заключенных после двух мировых войн, когда на территории бывшей Османской империи была создана система арабских национальных государств, состоящая из субъектов со слабой самоидентификацией; территорий, где проживают выступающие против центральной власти различные и конкурирующие этнические группы, носители разных религий и языков; а также существуют противозаконные режимы.
Большинство арабских государств не смогли сформировать национальный характер за время своего существования, и их система власти и относительная стабильность были основаны на той железной руке, которой они управлялись.
Попытки добиться законности через общественно-политические идеологии, такие как баасистский панарабизм или насеристский социализм, плюс сфабрикованные исторические мифы — иракцы как потомки вавилонян; палестинцы как потомки филистимлян — не помогли улучшить ситуацию.
Ряд уникальных исторических моментов таких, как распад советского блока, глобализация, рост исламизма ускорилипроцесс распада системы арабских государств.
Некоторые из них — Йемен, Ливия и в какой-то степени Сирия, а также управляемый Палестинской администрацией Западный берег реки Иордан и контролируемый ХАМАСом сектор Газа — больше не существуют в качестве законных государств с центральными правительствами.
Их слабость привела к расширению неконтролируемых периферий. Эти регионы стали инкубаторами для террористических организаций и гибридных негосударственных субъектов.
Гибридные негосударственные субъекты
Новые образования возникли на руинах несостоявшихся ближневосточных государств. Хотя они больше, чем организации, но все же не являются государствами и поэтому могут называться гибридными негосударственными субъектами. Они развивают наднациональную идентичность и действуют во имя универсальной идеологии, отвергая модель арабского национального государства и не признавая границ, что подрывает региональную и глобальную стабильность.
Их политическая цель — создать исламский халифат во всем регионе и на более позднем этапе за его пределами. По мере того, как национальные государства на Ближнем Востоке продолжают распадаться, власть таких негосударственных гибридных субъектов, скорее всего, будет возрастать.
Несмотря на свою универсальную идеологию, на данном этапе это — территориальные организации. В течение более трех лет ИГИЛ контролировала огромную территорию в Ираке и Сирии, которую она рассматривала как часть постоянно расширяющегося халифата, а не как обычное национальное государство.
«Исламское государство» было фактически несостоявшимся государством, подобным арабским государствам, которые оно стремилось подорвать и которые страдали от тех же внутренних кризисов, которые привели к кончине ИГИЛ.
Быстрое улучшение ситуации в слабых и несостоявшихся государствах на Ближнем Востоке и в Северной Африке вряд ли возможно. Очевидно, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе нестабильность распространится на большее количество государств и усугубится в государствах, которые уже нестабильны.
Выживание каждого государства более вероятно либо в федерации, где этнические и религиозные меньшинства и племена пользуются широкой автономией, либо в виде отдельных государств, более тесно связанных с их демографическими, религиозными и социально-политическими составляющими.
Ключевые государства, включая Сирию и Ирак, а также Ливию и Йемен, вряд ли сохранят свои прошлые структуры. Прежде всего потому, что ни одно из них не сформировало национальную идентичность и все страдают от глубоких социально-политических расколов. Например, Ирак можно разделить на три государства — шиитов, суннитов и курдов, Сирия — на алавитское, суннитское и курдское образования.
В то время как национальные государства на Ближнем Востоке продолжат распадаться, сила негосударственных гибридных субъектов, вероятно, возрастет. Кризисы в арабских странах продемонстрировали, что наиболее серьезные угрозы для территориальной системы национального государства являются внутренними, а не внешними.
«Несостоявшиеся» государства — главная угроза миру
Израильские специалисты Коби Михаэль и Йоэль Гужански из Института исследований национальной безопасности недавно выпустили книгу «Арабский мир на пути к утрате государственности». В ежеквартальном обозрении ближневосточного Форума опубликована статья, резюмирующая результаты их работы.Феномен несостоявшихся государств
Авторы показывают, каким образом значительная часть ближневосточных государств превращаются в несостоявшиеся, и чем это грозит региону и всему миру.
Согласно определению ООН, несостоявшиеся государства являются политическими субъектами, которые практически не обладают способностью обеспечить своим гражданам базовую безопасность. Названы три основных причины: слабое правительство, которое не имеет законности и монополии на силовые структуры; крайняя политическая и социальная фрагментация; серьезные экономические проблемы.
К ним можно добавить отсутствие взаимосвязи между нацией и государством, особенно когда различные национальные или этнические группы стремятся к независимости или считают себя принадлежащими к соседнему государству.
Последние два десятилетия показывают, что большинство современных конфликтов, включая международный терроризм, исходят из несостоявшихся государств, которые либо не могут контролировать распространение внутренних беспорядков за пределами своих границ, либо намеренно пытаются экспортировать их в попытке уменьшить угрозу у себя дома.
Другими словами, кризисы, которые развиваются в несостоявшихся государствах, наносят ущерб и их окружению: они являются крупнейшими источниками гуманитарных катастроф, порождают перемещенных лиц и беженцев; ставят под угрозу стабильность режима в соседних государствах; открывают доступ к оружию, похищенному из разрушенных военных объектов; являются благодатной почвой для появления экстремистских и террористических групп. В контексте Ближнего Востока они поощряют подрывную деятельность и среди мусульманских общин в западных странах, дестабилизируя там социальный порядок.
Такие процессы оказывают глобальное воздействие, поскольку международное сообщество ограничено в способностях вмешиваться в ситуацию в несостоявшихся государствах и подавлять повстанческие силы,действующие в них, или поддерживать стабилизацию национальных государств и региональной системы.
Проблема несостоявшихся государств рассматривается экспертами как растущая угроза безопасности для национальных интересов развитых стран.
Арабский мир как средоточие несостоявшихся государств
В ноябре 2016 года в докладе ООН о развитии человеческого общества арабский мир обозначен как регион, который пережил самый большой рост числа войн и насильственных конфликтов в течение последнего десятилетия. Там указано, что именно на Ближнем Востоке теперь находятся «наибольшее число стран, которые стали несостоявшимися государствами».
В докладе прогнозируется, что к 2020 году почти трое из каждых четырех арабов будут жить в «странах с высоким риском конфликтов»
Корни этого положения кроются в мирных соглашениях, заключенных после двух мировых войн, когда на территории бывшей Османской империи была создана система арабских национальных государств, состоящая из субъектов со слабой самоидентификацией; территорий, где проживают выступающие против центральной власти различные и конкурирующие этнические группы, носители разных религий и языков; а также существуют противозаконные режимы.
Большинство арабских государств не смогли сформировать национальный характер за время своего существования, и их система власти и относительная стабильность были основаны на той железной руке, которой они управлялись.
Попытки добиться законности через общественно-политические идеологии, такие как баасистский панарабизм или насеристский социализм, плюс сфабрикованные исторические мифы — иракцы как потомки вавилонян; палестинцы как потомки филистимлян — не помогли улучшить ситуацию.
Ряд уникальных исторических моментов таких, как распад советского блока, глобализация, рост исламизма ускорилипроцесс распада системы арабских государств.
Некоторые из них — Йемен, Ливия и в какой-то степени Сирия, а также управляемый Палестинской администрацией Западный берег реки Иордан и контролируемый ХАМАСом сектор Газа — больше не существуют в качестве законных государств с центральными правительствами.
Их слабость привела к расширению неконтролируемых периферий. Эти регионы стали инкубаторами для террористических организаций и гибридных негосударственных субъектов.
Гибридные негосударственные субъекты
Новые образования возникли на руинах несостоявшихся ближневосточных государств. Хотя они больше, чем организации, но все же не являются государствами и поэтому могут называться гибридными негосударственными субъектами. Они развивают наднациональную идентичность и действуют во имя универсальной идеологии, отвергая модель арабского национального государства и не признавая границ, что подрывает региональную и глобальную стабильность.
Их политическая цель — создать исламский халифат во всем регионе и на более позднем этапе за его пределами. По мере того, как национальные государства на Ближнем Востоке продолжают распадаться, власть таких негосударственных гибридных субъектов, скорее всего, будет возрастать.
Несмотря на свою универсальную идеологию, на данном этапе это — территориальные организации. В течение более трех лет ИГИЛ контролировала огромную территорию в Ираке и Сирии, которую она рассматривала как часть постоянно расширяющегося халифата, а не как обычное национальное государство.
«Исламское государство» было фактически несостоявшимся государством, подобным арабским государствам, которые оно стремилось подорвать и которые страдали от тех же внутренних кризисов, которые привели к кончине ИГИЛ.
Быстрое улучшение ситуации в слабых и несостоявшихся государствах на Ближнем Востоке и в Северной Африке вряд ли возможно. Очевидно, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе нестабильность распространится на большее количество государств и усугубится в государствах, которые уже нестабильны.
Выживание каждого государства более вероятно либо в федерации, где этнические и религиозные меньшинства и племена пользуются широкой автономией, либо в виде отдельных государств, более тесно связанных с их демографическими, религиозными и социально-политическими составляющими.
Ключевые государства, включая Сирию и Ирак, а также Ливию и Йемен, вряд ли сохранят свои прошлые структуры. Прежде всего потому, что ни одно из них не сформировало национальную идентичность и все страдают от глубоких социально-политических расколов. Например, Ирак можно разделить на три государства — шиитов, суннитов и курдов, Сирия — на алавитское, суннитское и курдское образования.
В то время как национальные государства на Ближнем Востоке продолжат распадаться, сила негосударственных гибридных субъектов, вероятно, возрастет. Кризисы в арабских странах продемонстрировали, что наиболее серьезные угрозы для территориальной системы национального государства являются внутренними, а не внешними.
Владимир Поляк. По материалам «Middle East Forum Quarterly 2018»
Комментариев нет:
Отправить комментарий