Мэтью Линн (Matthew Lynn)
Она нарушает все конституционные нормы. Она опасно склоняется в сторону правого популизма. Она отказывается соблюдать правила клуба, хотя в полной мере пользуется всеми его преимуществами и привилегиями. После того, как польский конституционный суд решил отвергнуть приоритет европейских законов над своими собственными, страна взяла курс на столкновение с Еврокомиссией.
Уже зазвучали мрачные угрозы лишить Польшу финансирования Евросоюза, чтобы заставить ее повиноваться. Но в этой драке Евросоюз непременно проиграет.
Почему? Потому что он просто создаст новый кризис вдобавок к тем многочисленным проблемам, с которыми блок не в силах справиться. Потому что он своим решением просто усилит позиции польских националистов. И прежде всего, потому что Польша спокойно создает одну из самых успешных в мире экономик, и Урсула фон дер Ляйен своими неуклюжими угрозами ее не напугает.
До «Полексита» еще очень и очень далеко, но в столкновении между Брюсселем и Варшавой в конечном итоге верх одержит польская сторона.
Спор между Польшей и ЕС по вопросу «верховенства права» назревал уже несколько лет. На этой неделе противоречия вырвались наружу, когда польский конституционный суд постановил, что некоторые составляющие законодательства ЕС не соответствуют конституции Польши.
По сути дела, этот вопрос, поднятый премьер-министром страны Матеушем Моравецким, стал символом демонстративного неповиновения Евросоюзу с его нарастающими имперскими тенденциями. В решении суда говорится, что польское законодательство имеет преимущественную силу по сравнению с законодательством ЕС. Похожее решение в этом году вынесли немецкие судьи.
В ответ еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс (Didier Reynders) заявил, что блок будет решительно навязывать свою верховную власть странам-членам. Брюссель уже «заморозил» польскую заявку на получение 36 миллиардов евро из Фонда восстановления после коронавируса. А теперь Польша может лишиться в предстоящие шесть лет средств из региональных фондов развития на сумму 121 миллиард евро.
Конечно, о правоте и ошибочности польской позиции можно спорить. Правящая партия «Закон и справедливость» националистическая, она придерживается правых позиций и далека от того, чтобы демонстрировать свои добродетели в стиле Давоса. Ее отношение к абортам вызывает отвращение.
Вместе с тем в Польше очень традиционное католическое общество, и эту страну долгое время беспощадно угнетали иностранные державы. На самом деле, эта страна наверняка будет постепенно переходить на более либеральные позиции с ростом национального богатства, как это было в Ирландии, которая до 1980 года запрещала контрацепцию, несмотря на аборты. Если ЕС хочет, она может попытаться палкой загнать Польшу в общий строй. Но проблема в том, что это чревато тремя серьезными опасностями.
Во-первых, появится еще один кризис в дополнение к многочисленным уже существующим. ЕС никак не может оправиться от пандемии. В Германии пока нет правительства, и какая бы коалиция там ни сформировалась, она будет очень неустойчивой. А исход президентских выборов во Франции, которые состоятся в следующем году, совершенно не ясен.
Единая валюта в состоянии хаоса, координация политики практически отсутствует. ЕС делает крупную ставку на финансирование Италии, надеясь, что эта самая слабая из ведущих экономик Европы наконец-то восстановится. У ЕС слабая оборона от усиливающейся России. Неужели ему на пользу драка с шестой экономикой блока? Вряд ли.
Далее, обязательно возникнет негативная ответная реакция. В изолированных пузырях Брюсселя и Страсбурга, где царит еще более утонченная и изысканная атмосфера, чем в Вестминстере, часто исходят из того, что проевропейские политики просто сметут своих националистически настроенных соперников, которые утонут в море сине-золотых флагов.
Иногда так и происходит, что доказала победа президента Макрона во Франции. Но чаще успехов на избирательных участках добиваются те партии, которые выступают против Брюсселя. Да, президентские выборы в Польше в прошлом году были непростыми, и разрыв между победителями и проигравшими был минимальный. Проевропейские партии там могут одержать верх. Но делать на это крупную ставку не стоит.
И наконец, самый серьезный вопрос. ЕС очень сильно переоценивает воздействие финансовых угроз.
На Польшу никто не обращает внимания, а она между тем спокойно создает одну из самых успешных в мире экономик. В этом нет особой тайны. Она воспользовалась проверенной временем формулой невысоких налогов. Ставка корпоративного налога там составляет 19%, а самая высокая ставка индивидуального налога не превышает 32%. В Польше свободный рынок с малой долей государственного регулирования, а также молодое и трудолюбивое население.
Каков результат? Средние темпы роста уже 10 лет превышают 4%. Соотношение долга и ВВП составляет 45% и постепенно снижается. Дефицит бюджета на будущий год запланирован в пределах всего 6,5 миллиарда евро.
Просто смешно наблюдать за играющими на публику политиками из Италии (соотношение долга и ВВП 155%) и Франции (соотношение долга и ВВП 115%), которые грозят финансовыми карами одной из самых успешных и стабильных экономик в мире. Похоже, они просто не понимают, что сокращающиеся и страдающие от долгов экономики не вправе и не в состоянии помыкать растущими экономиками с низким объемом долга.
Имея собственную валюту, собственный центробанк и незначительные заимствования, Польша может не бояться, что Брюссель прикажет ЕЦБ сделать за него всю грязную работу, как было с Грецией и Италией. У него просто нет рычагов, на которые можно было бы надавить.
Да, финансовые штрафы — это больно. Но даже потеря 40 миллиардов евро Евросоюза вряд ли существенно скажется на стране, у которой ВВП превышает 600 миллиардов евро.
Брюссель явно переигрывает в этой ситуации, как было во время истории с Брекситом. Он исходит из того, что Польша страшно напугается и пойдет на любые необходимые компромиссы.
При этом Польша не собирается выходить из ЕС ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе. Пожалуй, она вообще не намерена из него выходить. Во многом ее экономический подъем обеспечивается за счет производства продукции для рынка ЕС.
Гиганты немецкой индустрии с огромным желанием строят свои предприятия в приграничных с Польшей районах, пользуясь молодой, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой.
Жесткий «Полексит» создаст колоссальные трудности. И конечно, ЕС по-прежнему очень популярен среди польских избирателей.
Тем не менее ЕС затевает драку, в которой он проиграет. И в отдаленной перспективе он вполне может потерять Польшу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий