пятница, 11 июня 2021 г.

Израильские потребители выражают сдержанный оптимизм

 https://nep.detaly.co.il/izrailskie-potrebiteli-vyrazhayut-sderzhannyj-optimizm/

Израильские потребители выражают сдержанный оптимизм

Об этом свидетельствует опубликованный ЦСБ индекс потребительского доверия (Consumer Confidence Index) за вторую половину мая. По сравнению с первой половиной месяца индекс не изменился а это означает, что индекс не снизился, хотя на вторую половину мая пришлась операция «Страж стен» в Газе. Более того, составляющая индекса, основанная на оценках респондентами перспектив экономической ситуации в стране на протяжении года повысилась – как и составляющая, учитывающая предполагаемые изменения в финансовом положении семьи. То, что значение индекса не изменилось объясняется, прежде всего тем, что большее, чем в начале мая, число респондентов заявили, что в прошлом году экономическое положение в их семьях ухудшилось. Во второй половине мая соответствующий показатель снизился до -23%. В последний раз, если не считать прошлый коронавирусный год, на таком уровне этот показатель находился шесть лет тому назад, в первые месяцы 2015 года. И вот на этом мрачном фоне израильские потребители настроены весьма оптимистично и это обнадеживает. Ведь, как говорил булгаковский профессор Преображенский, разруха - в головах. Немного перефразируя профессора, можно сказать, что и экономический кризис – только в головах. На это можно, конечно ответить, что и выход из кризиса - тоже только в головах. Но это не совсем так. Оптимизм потребителей – это еще и руководство к действию. Дело в том, что при расчете индекса учитываются и ответы на вопрос о намерении сделать крупные покупки в ближайшем году. Так вот в мае значение этой составляющей вдвое выше майского показателя прошлого года и в полтора раза - чем значение, зафиксированное месяцем раньше, в апреле 2021-го. В ЦСБ и вообще заявляют, что эта составляющая, намерение сделать крупные покупки на протяжении ближайших 12 месяцев, демонстрирует тенденцию к повышению с ноября прошлого года (месяцем раньше, в октябре 2020-го, индекс опустился до минимальной отметки, и с тех пор последовательно растет). Вполне может оказаться и так, что эти прогнозы станут самосбывающимся пророчеством. Чем активнее израильтяне будут покупать потребительские товары, тем быстрее израильская экономика выйдет из кризиса.                                                                                                                  ***                                                                                                                                                             На этот раз ЦСБ опубликовало и таблицу значений индекса потребительского доверия в странах ОЭСР. Выясняется, что оптимистичнее всех настроены шведы. На втором месте – Дания, на третьем Ирландия. А вот греки преисполнены пессимизма: Греция занимает последняя, нижнюю строчку таблицы. Израиль же – в ее верхней части и опережает, например, Германию, Италию и Францию. При этом израильтяне настроены оптимистичнее, чем, в среднем, жители стран, входящих в Еврозону.                                                                                                                    Справка НЭП                                                                                                                              Публикуемый ЦСБ, индекс потребительского доверия соответствует руководящим принципам ОЭСР и может изменяться в пределах от -100 до +100 процентов. Чем он ниже, тем пессимистичнее настроены опрошенные потребители, и наоборот.  В индексе четыре составляющие: прогнозируемое респондентами финансовое положения семьи в предстоящем году, ожидаемое изменение экономической ситуации в стране, намерение сделать крупные покупки в ближайшем году и оценка изменения финансового положении семьи за последний год. Фактически, каждая составляющая — соотношение положительных и отрицательных ответов респондентов на соответствующий вопрос в процентах.                              Евгений Весник, НЭП.

Комментариев нет:

Отправить комментарий