https://finobzor.ru/98019-starye-tranzitnye-dogovora-tyanut-gazprom-na-dno.html?utm_source=topwar.ru
Доллары за пустые трубы: старые транзитные договора тянут Газпром «на дно»
Балканское направление транзита становится для «Газпрома» очень дорогим и невыгодным. В первом полугодии Болгария вышла на первое место по стоимости услуг транспортировки, обойдя даже Украину. Российский холдинг платил за фактически предоставленную услугу, а также за невыбранные зарезервированные объемы. Такое положение дел, особенно во время кризиса, тянет компанию на дно. Об этом пишет издание «Евразия дэйли».
«Золотой» транзит
За шесть месяцев прокачка российского «голубого» топлива в Турцию и Грецию через Болгарию сократилась на рекордные 63%. При этом доходы «Булгартрансгаза» от международного транзита сырья удивительным образом увеличились на треть – до 80 млн долларов. Об этом официально сообщил болгарский оператор местной газотранспортной системы.
В прошлом сезоне объемы транзита за аналогичный период были зафиксированы на уровне приблизительно 4 млрд кубометров. В этом году показатель составил лишь 1,5 млрд. И дело тут не только в запуске в январе 2020 магистрали «Турецкого потока», изменившего маршрутную сетку поставок российского газа.
«Золотой» транзит
За шесть месяцев прокачка российского «голубого» топлива в Турцию и Грецию через Болгарию сократилась на рекордные 63%. При этом доходы «Булгартрансгаза» от международного транзита сырья удивительным образом увеличились на треть – до 80 млн долларов. Об этом официально сообщил болгарский оператор местной газотранспортной системы.
В прошлом сезоне объемы транзита за аналогичный период были зафиксированы на уровне приблизительно 4 млрд кубометров. В этом году показатель составил лишь 1,5 млрд. И дело тут не только в запуске в январе 2020 магистрали «Турецкого потока», изменившего маршрутную сетку поставок российского газа.
Ситуация с кардинальной сменой направлений транзита никак не снизила дополнительные расходы «Газпрома» на прокачку сырья через Болгарию, а наоборот увеличила. Если ранее плата составляла 64 млн долларов, то ныне это уже 84 млн в год, что на 70% образует бюджет болгарского оператора ГТС. Иными словами, реальная стоимость транзита тысячи кубометров выросла с 17 долларов до 62!
Такие суммы «Газпром» не платит никому, даже Украине. Киевский тариф за транзит по прошлогоднему двустороннему контракту составляет 40 долларов за тысячу кубометров. Болгарское «направление» побило и этот антирекорд.
Старые договора
Как подчеркивают эксперты, несмотря на смену конъюнктуры рынка и колебания спроса, а также энергетический кризис и пандемию, у «Газпрома» остаются старые контракты на транзит сырья через Болгарию, датированные далекими 1998 и 2006 годом, в которых прописаны абсурдные по нынешним временам условия и объемы прокачки.
По этим договорам, российский холдинг обязывается прокачивать по Трансбалканскому газопроводу уже невостребованные ныне объемы сырья вплоть до 2030 года.
Речь идет о 60 млн кубометров в сутки или 20 млрд в год, которые просто некому поставлять при нынешнем уровне спроса. «Газпрому» остается лишь из года в год оплачивать «пустую трубу» и бумажные кубометры топлива на Украине, в Румынии и Болгарии с которыми у него долгосрочные договорные отношения.
Такие суммы «Газпром» не платит никому, даже Украине. Киевский тариф за транзит по прошлогоднему двустороннему контракту составляет 40 долларов за тысячу кубометров. Болгарское «направление» побило и этот антирекорд.
Старые договора
Как подчеркивают эксперты, несмотря на смену конъюнктуры рынка и колебания спроса, а также энергетический кризис и пандемию, у «Газпрома» остаются старые контракты на транзит сырья через Болгарию, датированные далекими 1998 и 2006 годом, в которых прописаны абсурдные по нынешним временам условия и объемы прокачки.
По этим договорам, российский холдинг обязывается прокачивать по Трансбалканскому газопроводу уже невостребованные ныне объемы сырья вплоть до 2030 года.
Речь идет о 60 млн кубометров в сутки или 20 млрд в год, которые просто некому поставлять при нынешнем уровне спроса. «Газпрому» остается лишь из года в год оплачивать «пустую трубу» и бумажные кубометры топлива на Украине, в Румынии и Болгарии с которыми у него долгосрочные договорные отношения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий