понедельник, 17 декабря 2018 г.

Евреи грозят войной Нью-Йорку

http://detaly.co.il/satmarskie-protiv/

Евреи грозят войной Нью-Йорку

Проблема изучения светских школьных предметов в ультраортодоксальном обществе давно и остро стоит в Израиле. В Америке же с ней столкнулись совсем недавно. В Нью-Йорке разворачиваются настоящие баталии. Что приоритетней для американской демократии – свобода вероисповедания или право ребенка на получение образования?
Новые требования к школьной системе, выдвинутые департаментом образования штата Нью-Йорк для негосударственных и религиозных школ, вызвали негодование у местных ультраортодоксальных общин. Руководители религиозных школ и видные раввины грозят войной, если новые правила, диктующие светский надзор за ультраортодоксальными школами и йешивами, не будут изменены.
Новые правила, изданные государственным департаментом образования в прошлом месяце, требуют, чтобы религиозные школы преподавали такие предметы, как математика, естествознание, английский язык, обществоведение, искусство и музыка, и т.д. – в общей сложности, около 34 часов в неделю. То есть, примерно по восемь часов светских дисциплин четыре дня в неделю. Ультраортодоксальные учебные заведения никак не соответствуют этим требованиям: в настоящее время в старших классах либо вообще нет светских дисциплин, либо на них выделяется максимум 1,5 часа в день.
По новым правилам, инспекторы государственных школ будут посещать йешивы, начиная с февраля 2019. Если школы откажутся привести свои программы в соответствие с новыми требованиями, то потеряют государственное финансирование, которое они в настоящее время получают на текущие расходы, питание, компьютерные системы и тому подобное. Если инспекторы объявят, что школа не соответствует новым правилам, родители будут обязаны перевести своих детей в другую школу в течение 30 — 45 дней. Если они этого не сделают, то могут – по крайней мере, теоретически , быть арестованы за нарушение закона о всеобщем школьном образовании.
Хотя преподавание светских предметов в ультраортодоксальных школах  уже давно стало горячей проблемой в Израиле (критики утверждают, что отсутствие надлежащего образования делает ультраортодоксов не приспособленными к современному миру), в Соединенных Штатах с этой проблемой столкнулись недавно, о ней стали говорить лишь в последние два года. Основные баталии разворачиваются в Нью-Йорке, где сконцентрирована большая часть ультраортодоксальной общины Америки.
Бить тревогу
Этим летом НКО «Молодые адвокаты за справедливое образование» подала иск против губернатора штата Нью-Йорк Эндрю Куомо и двух высокопоставленных чиновников департамента образования, заявив, что недавние изменения в законе ослабили академические стандарты в ультраортодоксальных школах, в результате чего их ученики продолжают получать «нестандартное образование». Первые слушания по иску состоятся в январе, рассказал  Нафтули Мостер, основатель и исполнительный директор «Йеффед» — организации, призванной дать возможность получения светского образования молодежи из ультраортодоксальной общины. Подача иска включила сигнал тревоги в департаменте образования. Первоначально новые правила распространялись только на 30 ультраортодоксальных йешив, но теперь они будут обязательны для всех.
Защитники системы йешив говорят, что родители имеют право отправлять своих детей в школы, которые дают еврейское образование, соответствующее их убеждениям и традициям. В штате Нью-Йорк насчитывается 275 ортодоксальных йешив, но многие из них являются очень современными школами, которые предоставляют полный светский учебный план наряду с изучением религии. Хотя школы являются частными, они не освобождаются от государственного надзора, поскольку законы штата требуют, чтобы обучение в негосударственных школах было в значительной степени эквивалентно обучению в государственных школах.
Новые правила привели лидеров американских ультраортодоксов в ярость: по крайней мере, один из них назвал это «войной». В своей речи, в конце прошлого месяца в Уильямсбурге (Бруклин) сатмарский ребе Йоэль Тейтельбаум поклялся, что «еврейский народ не сдастся злодеям, кем бы они ни были, даже государственным уполномоченным по образованию… Мы не будем подчиняться и не будем следовать указам государственного комиссара по образованию ни при каких обстоятельствах».
«Нас ждет великая битва, трудная война, долгая война, пока мы не сможем все исправить, – продолжил он. – Мы должны поговорить с лидерами Демократической партии, которые сейчас возглавляют руководство в штате Нью-Йорк… Они не захотят в будущем расплачиваться за последствия того, что они начали войну со всеми богобоязненными евреями в Нью-Йорке».
Государственный департамент образования не дал официальной реакции на запросы СМИ по поводу заявлений Тейтельбаума и других влиятельных лидеров ультраортодоксов.
Петиция под названием «Родители учеников йешив говорят государству: не пытайтесь запугать нас и наши школы!» собрала уже около 20 тысяч подписей.
У еврейского журнала «Flatbush», который обслуживает общины ультраортодоксов в Нью-Джерси, Нью-Йорке и округе Рокленд, на этой неделе на обложке красовался заголовок «Новый кризис: государство игнорирует требования йешив, и стоимость обучения в йешивах будет расти!»
Другие представители ультраортодоксов занимают более умеренную и конструктивную позицию, называя новые правила нереалистичными и требуя диалога с властями. В письме на имя Мэри-Эллен Элиа, уполномоченной по вопросам образования штата Нью-Йорк, раввины из попечительского совета образовательной организации «Тора у-Месора» написали, что новые правила департамента образования, «по-видимому, предъявляют слишком жесткие требования, которые невозможно удовлетворить».
В видеообращении, опубликованном «Agudah News», раввин Исроэл Рейсман назвал новые правила угрозой. «Это не терпит отлагательств, мы должны очнуться, иначе в одно утро мы проснемся, и все йешивы будут закрыты… Многие думали, что они начнут с более слабых школ, которые вообще не преподают английский. Что ж, новость в том, что гои видят нас всех в одном свете. Мы все — ультраортодоксальные фанатики, мы все лишаем наших детей надлежащего образования. При этом они игнорируют тот факт, что большинство наших йешив получают гораздо более высокие результаты на государственных экзаменах, чем государственные школы. Оказывается, это все не имеет значения», – сказал он.
«Перегибы правительства»
Американское отделение «Агудат-Исраэль» также запросило дополнительную информацию о новых требованиях департамента образования, но тоже пока не получило ответа, как сообщил начальник отдела кадров и заместитель директора по образованию Аврум Вайншток. По его словам, новые нормативные акты – это «перегибы правительства». «Это ограничивает наши возможности придерживаться еврейского образа жизни», – утверждает он.
Новые требования показались нереальными даже человеку, который настаивал на увеличении светского образования в йешивах с 2012 года. Мостер, который вырос в общине бельцких хасидов в Бруклине, говорит, что создал организацию «Йеффед» после того, как понял, что, окончив йешиву, не получив даже базовых знаний по математике и английскому языку. Мостер говорит, что шесть или семь часов занятий светскими дисциплинами четыре раза в неделю – это «нереально» для йешив. «Государство должно начинать с трех или четырех часов в день», – подчеркивает он.
«Агудат-Исраэль», которая представляет интересы ультраортодоксов перед правительственными чиновниками и рассылает руководящие указания непосредственно йешивам, согласна с Мостером: «Хотя у нас вообще нет проблем с требованиями в отношении здоровья и безопасности, – говорит Вайншток, – здесь государство пошло еще на один шаг вперед, или, скорее, на три шага вперед. Они говорят, что мы не только должны соблюдать установленные законом требования, но они также будут активно инспектировать наши школы. 34 или 35 учебных часов в неделю – это даже больше, чем в государственных школах. Мы ломаем голову, как в таких условиях сможет функционировать любая еврейская школа?» – говорят там.
По словам Вайнштока, многие не в восторге, когда департамент образования говорит, что хочет столь активно участвовать в управлении йешивами. «Должно ли государство указывать частным школам, сколько часов уделять тому или иному предмету? Это — скользкий склон, и мы уже по нему идем», – предупреждает он.
Закон штата Нью-Йорк издавна требовал, чтобы учебная программа религиозных школ была «по существу эквивалентной» светскому образованию, предлагаемому в государственных школах. Но департамент образования смотрел на деятельность ультраортодоксальных йешив сквозь пальцы. Достаточно было прислать декларацию, что со светскими предметами все в порядке, и департамент не вмешивался. Йешивы давно утверждают, что изучение Талмуда «по существу эквивалентно», и фактически обеспечивает превосходное образование, по крайней мере, по сравнению с государственными школами.
В прошлом году «Йеффед» опубликовал 90-страничный отчет «Неэквивалентно: состояние образования в хасидских йешивах Нью-Йорка», где подробно описывается уровень преподавания светских дисциплин в ряде йешив. Например, в школе «Бейс-Яаков» в классах для девочек обучают английскому языку, математике, естественным наукам, общественным наукам, физкультуре и искусству. Однако, в классах для мальчиков из общин бельцких, сатмарских, и даже любавичнских хасидов светских дисциплин нет вообще.
Йешивы нехасидского направления, такие как бруклинская «Тора во-даас» и «Миррер», обычно предоставляют больше светских предметов, чем их хасидские коллеги, многие из которых преподают только на идише. Девочкам обычно предлагают гораздо больше светских предметов, поскольку, в отличие от мужчин, от них ожидается, что они найдут работу, будут содержать семью и растить детей, а муж — пожизненно изучать Тору.
На самом деле, учащиеся ультраортодоксальных средних школ для девочек получают достаточно светского образования, чтобы хорошо сдавать экзамены «Regents» штата Нью-Йорк – серию тестов, которые проводятся во всех государственных средних школах. Еврейская пресса рекламировала эти результаты, как доказательство эффективности образования ультраортодоксов, умалчивая при этом, что почти во всех этих школах высокие баллы получают только девочки.
«Гой в ермолке»
Еще один аспект новых правил департамента образования. Преподаватели светских предметов в школах должны быть квалифицированными педагогами. Нынешние учителя в йешивах для мальчиков не соответствуют этим критериям. Например, спросите Иче Финкельштейна. Будучи студентом колледжа, он также преподавал светские предметы в йешиве для мальчиков сатмарских хасидов в Уильямсбурге. Светские уроки всегда проводились в конце учебного дня, когда дети уже были уставшими после многих часов «Гмары».
«Я преподавал в первом классе с 15:30 до 16:40. Четвертый урок начинался в 17:00. Я никоим образом не был квалифицированным учителем, – рассказал Финкельштейн. — Не было никакой реальной поддержки со стороны руководства или обсуждения учебных планов, преподавание светских предметов было для галочки, и дети относились к нему с открытым пренебрежением», – добавил он.
«Они называли меня «гоем» и «шейгецом» прямо в лицо», – рассказал Финкельштейн, хотя он — религиозный еврей и носит ермолку, и всегда выглядел, как ультраортодокс, когда приходил в класс. Он добавил, что «светское образование в школе было настолько плохим, что некоторые четвероклассники не могли написать свое имя по-английски».
Однако злится не только ультраортодоксальная община. На этой неделе католические школы заявили, что не пустят государственных инспекторов на порог, даже под угрозой потерять государственное финансирование.
Мостер доволен направлением, в котором движется департамент образования Нью-Йорка, хотя он чувствует, что на данный момент департамент установил чересчур высокую планку. «В течение стольких десятилетий йешивы, в основном, действовали вне закона, поэтому сегодня они не понимают, почему кто-то именно сейчас требует от них соответствовать базовым стандартам, – говорит он. – Но мы просим хотя бы основы. Мы не требуем, чтобы они готовили детей к Гарварду, но базовое образование они обязаны дать».
Вайншток предупреждает, что ультраортодоксальная община готова бороться против новых правил департамента образования, независимо от того, сколько времени это потребует. «Мы не используем слово «война», но в то же время должны обеспечить сохранение наших религиозных свобод и образа жизни, – говорит он. – Мы не отступим. Было бы не по-американски думать иначе».
Дебра Нуссбаум-Коэн, «ХаАрец» Ц.З. К.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий