http://detaly.co.il/ierusalimskie-drevnosti/
Еще одна гирька времен Первого храма, на этот раз – с зеркальным письмом найдена в Иерусалиме в рамках проекта просеивания.
Эта крошечная каменная гирька, обнаруженная между камнями фундамента Западной стены, могла быть в ходу во времена Первого храма, если тех, кто ей пользовался, не смущало, что надпись на ней выгравирована в зеркальном отражении.
Артефакты периода Первого храма крайне редки, особенно в Иерусалиме. Тем не менее, археологи сообщили о обнаружении второй гирьки той эпохи, которая, возможно, использовалась в храме царя Соломона.
Каменные гирьки, называвшиеся «бека», использовались для оценки пожертвований верующих.
Эта вторая «бека» была обнаружена при просеивании почвы, взятой у основания арки Робинсона у Западной стены. Это последнее, что осталось от стены, некогда окружавшей внутренний двор Второго храма.
Археолог Эли Шукрон, который руководил предыдущими раскопками Управления древностей, рассказал, что он нашел первую «беку» несколько лет назад примерно в том же месте.
На обеих гирьках выгравировано на иврите слово «бека», что позволяет заключить, для чего использовались эти камешки. Но если на первой гирьке это слово выгравировано как полагается – справа налево, то на втором – наоборот.
«Гирьки «бека» периода Первого храма редки; однако эта гирька принадлежит к числу еще более редких, потому что надпись на ней выбита слева направо, а не справа налево, — объяснил Шукрон. — Таким образом, можно сделать вывод, что мастер, который создал ее, был специалистом по гравировке печатей, где буквы вырезаются в зеркальном отражении. Неясно, как никто не заметил, что мастер делает что-то не то – но, возможно, перед нами древний случай дислексии».
Налогообложение для мужчин
В эпоху Первого храма, предположительно построенного царем Соломоном около 3000 лет назад, евреи обходились без монет. Налог на храм они платили серебром, объяснил Шукрон. Монеты дошли до Израиля только в персидскую эпоху, то есть в V веке до н.э.
Несмотря на то, что женщины также посещали Храм, они были освобождены от этого налога, добавил лингвист Элон Гилад.
«Когда в период Первого храма молящиеся приносили налог в сумме половины шекеля, монет еще не существовало, платили кусочками серебра, — сказал Шукрон.- На одну чашу весов клали серебро, на другую – гирьки «бека».
Пожертвования, вероятно, шли на содержание Храма, покупку животных для жертвоприношения и т.п.
Слово «бека» происходит от глагола, означающего «расколоть», т. е. представляет собой часть большей единицы измерения веса, в данном случае – библейского шекеля, объяснил Гилад.
Как объясняется в самой Библии, в Первом храме с помощью гирек «бека» опеределялся вес пожертвования, равного половине шекеля, которое должны были делать мужчины в возрасте 20 лет и старше.
«Всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу» (Исх., 30:13).
Если же у кого-то еще остались сомнения, в Библии уточняется:
«С шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти человек, с каждого поступившего в исчисление, от двадцати лет и выше, по полсикля с человека, считая на сикль священный» (Исх., 38:26).
Библейский шекель равнялся 11,33 грамма. Полшекеля и, следовательно, каменная гирька-бека весила чуть более 5,5 граммов.
Есть множество причин того, что достоверные артефакты периода Первого храма, особенно в Иерусалиме, чрезвычайно редки. Одна из проблем заключается в том, что камни домов и стен — и, возможно, самого Первого храма — вероятно, использовались заново в ходе неоднократных разрушений и восстановлений города.
Среди существенных открытий в рамках проекта по просеиванию в национальном парке «Эмек Цурим» выставлена печать, которую, возможно, изготовил сам царь Езекия (или кто-то от его имени) 2700 лет назад. Она была обнаружена в 2015 году в ходе раскопок на Храмовой горе.
В январе прошлого года был обнаружен еще один отпечаток, на котором, как полагает известный иерусалимский археолог Эйлат Мазар из Еврейского университета, выгравированы буквы, означающие «пророк Исайя». Печать частично повреждена, так что, похоже, часть букв отсутствует. Не все согласны с тем, что печать принадлежала Исайе, отчасти потому, что древнему мудрецу едва ли понадобилась бы печать, на которой он называет себя «пророком».
«Эта каменная гирька с надписью на иврите, которой три тысячи лет, вероятно, использовалась в Первом храме. Она еще раз подтверждает глубокую историческую связь еврейского народа с Иерусалимом», — сказал Дорон Спилман, вице-президент Фонда «Град Давида».
Из фонда «Град Давида» сообщили, что гирька-«бека» будет выставлена на всеобщее обозрение в Национальном парке «Эмек Цурим» в дни праздника Ханука.
Гирьки на весах еврейской истории
Еще одна гирька времен Первого храма, на этот раз – с зеркальным письмом найдена в Иерусалиме в рамках проекта просеивания.
Эта крошечная каменная гирька, обнаруженная между камнями фундамента Западной стены, могла быть в ходу во времена Первого храма, если тех, кто ей пользовался, не смущало, что надпись на ней выгравирована в зеркальном отражении.
Артефакты периода Первого храма крайне редки, особенно в Иерусалиме. Тем не менее, археологи сообщили о обнаружении второй гирьки той эпохи, которая, возможно, использовалась в храме царя Соломона.
Каменные гирьки, называвшиеся «бека», использовались для оценки пожертвований верующих.
Эта вторая «бека» была обнаружена при просеивании почвы, взятой у основания арки Робинсона у Западной стены. Это последнее, что осталось от стены, некогда окружавшей внутренний двор Второго храма.
Археолог Эли Шукрон, который руководил предыдущими раскопками Управления древностей, рассказал, что он нашел первую «беку» несколько лет назад примерно в том же месте.
На обеих гирьках выгравировано на иврите слово «бека», что позволяет заключить, для чего использовались эти камешки. Но если на первой гирьке это слово выгравировано как полагается – справа налево, то на втором – наоборот.
«Гирьки «бека» периода Первого храма редки; однако эта гирька принадлежит к числу еще более редких, потому что надпись на ней выбита слева направо, а не справа налево, — объяснил Шукрон. — Таким образом, можно сделать вывод, что мастер, который создал ее, был специалистом по гравировке печатей, где буквы вырезаются в зеркальном отражении. Неясно, как никто не заметил, что мастер делает что-то не то – но, возможно, перед нами древний случай дислексии».
Налогообложение для мужчин
В эпоху Первого храма, предположительно построенного царем Соломоном около 3000 лет назад, евреи обходились без монет. Налог на храм они платили серебром, объяснил Шукрон. Монеты дошли до Израиля только в персидскую эпоху, то есть в V веке до н.э.
Несмотря на то, что женщины также посещали Храм, они были освобождены от этого налога, добавил лингвист Элон Гилад.
«Когда в период Первого храма молящиеся приносили налог в сумме половины шекеля, монет еще не существовало, платили кусочками серебра, — сказал Шукрон.- На одну чашу весов клали серебро, на другую – гирьки «бека».
Пожертвования, вероятно, шли на содержание Храма, покупку животных для жертвоприношения и т.п.
Слово «бека» происходит от глагола, означающего «расколоть», т. е. представляет собой часть большей единицы измерения веса, в данном случае – библейского шекеля, объяснил Гилад.
Как объясняется в самой Библии, в Первом храме с помощью гирек «бека» опеределялся вес пожертвования, равного половине шекеля, которое должны были делать мужчины в возрасте 20 лет и старше.
«Всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу» (Исх., 30:13).
Если же у кого-то еще остались сомнения, в Библии уточняется:
«С шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти человек, с каждого поступившего в исчисление, от двадцати лет и выше, по полсикля с человека, считая на сикль священный» (Исх., 38:26).
Библейский шекель равнялся 11,33 грамма. Полшекеля и, следовательно, каменная гирька-бека весила чуть более 5,5 граммов.
Есть множество причин того, что достоверные артефакты периода Первого храма, особенно в Иерусалиме, чрезвычайно редки. Одна из проблем заключается в том, что камни домов и стен — и, возможно, самого Первого храма — вероятно, использовались заново в ходе неоднократных разрушений и восстановлений города.
Среди существенных открытий в рамках проекта по просеиванию в национальном парке «Эмек Цурим» выставлена печать, которую, возможно, изготовил сам царь Езекия (или кто-то от его имени) 2700 лет назад. Она была обнаружена в 2015 году в ходе раскопок на Храмовой горе.
В январе прошлого года был обнаружен еще один отпечаток, на котором, как полагает известный иерусалимский археолог Эйлат Мазар из Еврейского университета, выгравированы буквы, означающие «пророк Исайя». Печать частично повреждена, так что, похоже, часть букв отсутствует. Не все согласны с тем, что печать принадлежала Исайе, отчасти потому, что древнему мудрецу едва ли понадобилась бы печать, на которой он называет себя «пророком».
«Эта каменная гирька с надписью на иврите, которой три тысячи лет, вероятно, использовалась в Первом храме. Она еще раз подтверждает глубокую историческую связь еврейского народа с Иерусалимом», — сказал Дорон Спилман, вице-президент Фонда «Град Давида».
Из фонда «Град Давида» сообщили, что гирька-«бека» будет выставлена на всеобщее обозрение в Национальном парке «Эмек Цурим» в дни праздника Ханука.
Рут Шустер, «ХаАрец»,
Комментариев нет:
Отправить комментарий