вторник, 9 ноября 2021 г.

Пытки, изнасилования, шантаж: бывший заключенный показал, что происходит в российских тюрьмах

 https://detaly.co.il/pytki-iznasilovaniya-shantazh-byvshij-zaklyuchennyj-pokazal-chto-proishodit-v-rossijskih-tyurmah/

Пытки, изнасилования, шантаж: бывший заключенный показал, что происходит в российских тюрьмах


Сергей Савельев, который провел семь лет в российской тюрьме по обвинению в хранении наркотиков, стал самым громким разоблачителем преступлений, творящихся в пенециарной системе России. Власти объявили его в международный розыск, а сам он просит убежища во Франции и продолжает распространять ужасающие видеозаписи того, что происходит за закрытыми дверями российских тюрем.

В последние два года заключенный Савельев, которому 31 год, был кем-то вроде системного администратора в саратовской тюрьме: у него был доступ к записям камер видеонаблюдения, в том числе тем, что фиксировали ужасы, происходившие в тюремной больнице, в частности, пытки и изнасилования обездвиженных жертв. Эти видеозаписи, по словам Савельева, впоследствии использовались для шантажа

Савельев говорит, что не может вспомнить точный момент, когда он решил начать копировать файлы, но отмечает, что им двигало отвращение и острое чувство, что о жестоком обращении необходимо рассказать общественности.

Несколько месяцев он тайно копировал сотни видеозаписей изнасилований и других издевательств, получая их из внутренней сети тюремной больницы, которую активисты называют одной из самых известных пыточных камер в стране.

«Мне постоянно было страшно, – сказал он в интервью газете «Гардиан». – Если бы кто-то узнал о том, что я делал, я бы не разговаривал с вами сегодня».

Во время освобождения из тюрьмы в начале этого года он извлек двухтерабайтный жесткий диск с сотнями скопированных видеозаписей и других документов. Эту операцию он назвал «самым опасным моментом».

Но опасность на этом не миновала. После публикации части досье с помощью российских правозащитников Савельев начал получать угрозы смертью. Тем не менее он говорит, что публичность была правильным решением. 

«Пока я был анонимом, но спецслужбы знали мою личность, моя физическая ликвидация не вызвала бы никакого переполоха, – сказал он. – Теперь убить меня гораздо труднее».

То, что в российских тюрьмах пытают людей, – секрет полишинеля. Правозащитники уже много лет документируют такие случаи, но, как правило, основываются на редких показаниях и утечках с камер наблюдения. «Все об этом слышали, – сказал Савельев. – Но слышать об этом – одно, а видеть самому – совсем другое... У меня никогда не было сомнений, что именно это я и планировал сделать».

«Такой утечки секретной информации... никогда не было в истории современной России и постсоветского пространства», – сказал Владимир Осечкин, глава группы по защите прав заключенных Gulagu.net, которая начала публиковать видеозаписи, предоставленные Савельевым.

Посли публикации части материалов в России начали расследование, и нескольких сотрудников тюремной системы даже сняли с должностей. Савельев считает, что это фактическое признание вины, но уверен, что этого недостаточно. «Система выглядит так, что ее нужно сжечь и построить заново», – сказал он.

Теперь Савельев и Осечкин планируют сосредоточиться на высших должностных лицах из тюремной администрации и служб безопасности, которые, по их мнению, вовлечены в процветающую индустрию шантажа и жестокого обращения с заключенными за деньги. Бывший заключенный уверен, что «эти случаи пыток, включая изнасилования, совершались по приказу, а не были просто индивидуальными решениями» отдельных людей. 

Осечкин написал открытое письмо Владимиру Путину с призывом положить конец «конвейеру пыток», но надежды на то, что власти начнут серьезное разбирательство, невелики. Во-первых, коррупция, судя по всему, пронизывает всю систему. Во-вторых, сами заключенные не ходят говорить о случившемся с ними из-за специфического тюремного кодекса чести, согласно которому человек, подвергшийся изнасилованию, становится «неприкасаемым» и опускается в самый низ тюремной иерархии. 

Тем не менее поступок Савельева уже запустил цепную реакцию. По словам Осечкина, с тех пор как эти кадры стали достоянием общественности, другие разоблачители начали передавать видео изнутри по меньшей мере еще четырех российских тюрем. «Я горжусь тем, что подал пример другим людям, имеющим доступ к информации», – говорит Савельев. В Саратове, отмечает он, уже более 400 заключенных пожаловались на пытки, вымогательство и сексуальное насилие со стороны тюремной администрации. «Это очень большое число, – говорит он. – Ничего подобного раньше не было».

Александра Аппельберг

Комментариев нет:

Отправить комментарий