четверг, 22 июля 2021 г.

Граблями от «Арматы» по Checkmate?

 https://topwar.ru/185182-grabljami-ot-armaty-po-checkmate.html

Граблями от «Арматы» по Checkmate?


Итак, американцы были правы: все-таки макет. Который, как нам обещают, должен полететь в 2023 году. Но это мы в 2023 году посмотрим и поговорим. Пока понятно: макет, который в ближайшее время не полетит, потому что это явно связано с определенными проблемами.

Однако обо всем по порядку.

Что можно сказать о прототипе в свете радостных высказываний экспертов и аналитиков?

Первое – это однодвигательный самолет. Само по себе это хорошо, поскольку свидетельствует о том, что в недрах ОКБ «Сухой» идут разработки, идут расчеты, создается новая техника. Это браво и аплодисменты сотрудникам КБ «Сухой», лично я считаю, что вот это – самая радостная информация из всего, что было вывалено в инфорсреду.

Остальное уже менее радует, потому что все эти «как полагают», «возможно», «может быть», «вероятно» и так далее в неопределенном склонении – это все стоит рассматривать после того, как макет/прототип окончательно превратиться в самолет и оторвется от земли. До этого момента, простите – бравурное гадание на кофейной гуще.

Соглашусь, что в этом нам сегодня нет равных. Господин Рогозин вот-вот под аккомпанемент своих песен в многоразовом корабле, собранном на лунной орбите полетит к Сатурну. На словах. Но на деле пока что кроме работы маршрутчиками на линии «Земля – МКС» ничего более предложить не может.

Но вернемся к теме, то есть, к прототипу, который пока получил название Checkmate. Мы потом, конечно, увидим, кому шах, а кому мат, всему свое время.

Итак, что у нас имеется из обещаний и анонсов?

1. Самолет будет относиться к пятому поколению.

Это вполне нормально, кому, простите, сегодня нужно четвертое, у того оно есть. И мировой рынок военных самолетов четвертого поколения, мягко говоря, перезатарен. И там вполне уверенно чувствуют себя в том числе и российские самолеты того же КБ «Сухой».

2. Машина может стать мировым лидером по соотношению цена/эффективность благодаря модульной конструкции.

Вопрос времени. Об этом стоит поговорить году этак в 2025-м, когда самолет будет реально готов к выходу на рынок.

3. Ожидается, что Checkmate будет пользоваться спросом у зарубежных покупателей. В ближайшие 15 лет планируется выпустить 300 истребителей. Стоимость новинки составит $25-30 млн. долларов.

Планы – это хорошо, когда есть что планировать. То есть, см. пункт 2. Цена на военную технику ниже, чем у американских и европейских производителей при качестве минимум уровня «не хуже» - это «фишка» российских производителей. Потому наша техника всегда пользовалась и будет пользоваться спросом у тех стран, кому хочется хорошей техники, а с деньгами наряженно.

И цена в 30 млн. долларов – это весьма увесисто.

4. Российские аналитики ожидают, что эта машина сможет составить конкуренцию F-35.

Серьезная заявка на победу. Сегодняшняя стоимость F-35 – около 80 млн. долларов. Цена в 30 млн. долларов – это да, может подвинуть 35-го в сторону. Если только не забывать, что у F-35 есть возможности укороченного или вертикального взлета и посадки.

Кроме того, говоря о рынке, не стоит забывать, что они у самолетов не совсем будут совпадать. Кто не может себе позволить Checkmate – будут покупать F-35. Всякие Италии, Японии, Норвегии и так далее. Те, кому не разрешат покупать российский самолет. И таких много.

Что касается остальных… Ну скажем так: учитывая, с какой скоростью в США выпускают F-35 (на сегодняшний день изготовлено более 665 шт., на момент начала продаж Checkmate какие-то потенциальные покупатели реально могут сохраниться. Есть страны, ориентированные на российскую технику, которую дают в кредит, а кредит могут и простить потом.

Так что бесспорно, рынок для Checkmate, если он действительно будет стоить 30 млн. долларов вполне возможен.

«Идея родилась от экономики. На наш взгляд, на рынке сейчас очень много однодвигательных самолётов... Но нет однодвигательного самолёта пятого поколения по приемлемой, экономически обоснованной цене, которая была бы под силу большинству заказчиков военных многофункциональных самолётов», — сказал генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

Логично и разумно. Если есть спрос – его надо удовлетворить. Действительно, однодвигательные самолет, пусть менее надежные и живучие, но зато более экономичные и дешевые (мечта тех, у кого бюджеты малы) сегодня представлены ну очень уж старыми моделями. Пусть, конечно, проходящими модернизации, но все-таки: F-16, который начался в 1975 году, да Saab JAS 39 «Gripen», который родился в 1997 году.

Новый истребитель, да пятого поколения со всеми вытекающими, да по цене F-16D Block 52 – это хорошее предложение. Особенно для тех, у кого есть в такой ситуации выбор, какой самолет брать – российский или американский.

Если не одно маленькое «но», которое способно убить идею на корню.

А убить ее, оставив самолет без покупателей, очень просто: не купить самим. Как это было с уникальнейшим и «неимеющим» танком «Армата» и таким же самолетом Су-57.

Собственно, это главный неудобный вопрос. Почему вышло так?
Давайте вспомним, как это было.

Шумиху, которую организовали вокруг «Арматы», можно было сравнить, пожалуй, с поправками в Конституцию. Все, что могло рассказать, какой это уникальный, могучий, сногсшибательный и неуязвимый танк, рассказывало. Даже утюги и кофеварки.

На вставке «АРМИЯ-2016» танк показывали только иностранным делегациям в режиме секретности. Своих на показы не допускали. Как я понимаю, предвкушали заказы.


А вышел полный пшик. Заказов не было. Зарубежные потенциальный покупатели смотрели, думали, задавали вопросы. И наблюдали в первую очередь за тем, сколько Т-14 закажет армия России.

И тут начались странные движения. Заказали… 20 танков. Это не количество, согласитесь. Это для парада и не более того. Это потенциальным заказчикам не понравилось.

А когда в феврале 2020 года ежегодник The Military Balance написал, что запланированные поставки значительного количества Т-14 так и не начались и на конец 2019 года ни один Т-14 не поступил на вооружение, то вопрос по факту вообще был снят с повестки. Тем более. Что в России начались тотальные модернизации Т-72Б3 и Т-80БВМ.

Странная позиция с точки зрения иностранцев: у нас лучший танк, «не имеющий аналогов в мире», покупайте! А мы после вас, у нас танков этих…

В общем, вместо «не имеющий аналогов в мире», Т-14 «Армата» стал «не имеющим заказов в мире».

Номер второй. Су-57.



Примерно то же самое: предлагали всем, не среагировал никто. Тут, конечно, сильно подгадили индусы, которые вышли из совместного проекта истребителя пятого поколения FGFA, да еще и с критикой.

Но зарубежные обозреватели и эксперты в целом высоко оценили самолет, отметив его положительные стороны, особенно радиоэлектронную начинку и вооружение. Но отсутствие «того самого» двигателя фактически поставило крест на самолете. Использовать самолет, который предлагается как пятое поколение с двигателем от предыдущего как-то не очень.

Стоимость в 35 млн. долларов – но это и Су-35, который известен, проверен и выверен. И Су-30МКИ, который пользуется спросом и уважением.

И главное – где Су-57 в российских ВВС?

А нет. И отговорки звучали примерно в стиле «Арматы». Мы об этом писали, что смотрелось странно. Су-57 предлагается на экспорт, а себе не будем закупать, потому что у нас есть Су-35, который не хуже.

Простите, так рынок не завоевывают. Так рынок «сливают».

А как в этом случае работают американцы? Все просто. Смотрим на статистику по F-35.
ВВС США: 231 самолет.
Корпус морской пехоты:106 самолетов.
ВМС США: 30 самолетов.


Итого: военные структуры США заказали и получили на данный момент 367 самолетов. И активно их пытаются эксплуатировать. Это нормальная реклама, или нет? Думаю, вполне.

Сколько F-35 продали США другим странам? 166 на сегодня, и заказано еще около 180.

Плох «Лайтнинг-2» или хорош – не столь важно. Важно, что процесс налажен. С древним, но модернизируемым F-16 все примерно так же обстоит. Эксплуатируют сами и продают всем, у кого нет денег на 35-й. Все просто. Но главное – эксплуатируют сами.

В случае же с Checkmate все может получиться точно так же: самолет, который не эксплуатирует страна-изготовитель, снова может никого не заинтересовать. Это вообще выглядит сомнительно. «Купите у нас новейший и обалденный самолет! Правда, нам он самим особо не нужен, дороговат и все такое, а главное – у нас есть не хуже» - ну это очень сомнительный маркетинг.

И главное, что может стать камнем преткновения для этого Checkmate – это двигатель. Самолет, который позиционируется, как пятого поколения, с двигателем четвертого – это тоже так себе. Да, АЛ-41Ф1 – это очень хороший двигатель. Но для того, чтобы реально подвинуть F-35 с такой программой маркетинга, как у США, нужно что-то более интересное для покупателя.

Конечно, пока идет выставка, будут высказаны сотни экспертных мнений, мы за ними будем следить, особенно за мнением американцев. Но все мнения, которые будут высказаны – это просто слова. Слова, которые со временем потребуют подтверждения.

А подтвердить все это можно только практикой. То есть – полетами.

«Он сочетает в себе инновационные решения и технологии, включая поддержку работы пилота средствами искусственного интеллекта, а также уже зарекомендовавшие себя на практике, проверенные решения. Истребитель обладает малой заметностью и высокими лётно-техническими характеристиками».

Это взято на сайте «Ростеха». Интересно, откуда ростеховские специалисты взяли информацию насчет ЛТХ? Расчетные? Хорошо, но опять же, расчеты – расчетами, но пока не полетит – это не более чем слова.

Умеют у нас… В общем, посмотрим, как будут разворачиваться события. И когда будет настоящий двигатель для этого самолета. Понятно, что «временно» будет работать все тот же АЛ-41Ф1, тут без вариантов.

Но если в наших структурах реально хотят продавать реальные самолеты пятого поколения за реальные деньги – это действительно должны быть реальные самолеты.

И все-таки про себя забывать никак нельзя. Иначе этот Checkmate запросто сможет повторить путь Т-14 «Арматы» и Су-57.
 
Автор:

Комментариев нет:

Отправить комментарий