пятница, 23 июля 2021 г.

Россия даёт "отбой": "предъявлять какие-либо претензии государству Израиль в этом случае не имеет особого смысла."

 Россия даёт "отбой": "предъявлять какие-либо претензии государству Израиль в этом случае не имеет особого смысла."

https://oko-planet.su/politik/politiklist/655367-skandal-s-izrailskoj-programmoj-pegasus-balans-mezhdu-kontrolem-nad-chastnoj-zhiznju-grazhdan-i-bezopasnostju-gosudarstva-narushen.html

Скандал с израильской программой Pegasus: баланс между контролем над частной жизнью граждан и безопасностью государства нарушен

Скандал со шпионским ПО израильтян и не думает утихать

Напомним, что со ссылкой на собственные источники влиятельное издание Financial Times рассказало о программе Pegasus компании NSO Group, которая многие годы использовалась разведслужбами и правительствами разных стран, чтобы собирать данные со смартфонов отдельных лиц. Программа могла получать доступ к данным в облаке, например, к полной истории местоположения человека, заархивированным сообщениям и фотографиям. По словам представителей NSO Group, их программное обеспечение используется спецслужбами разных стран для отслеживания преступников и террористов. Между тем, критики считают, что что Pegasus применялся для слежки за политиками, бизнесменами, активистами, журналистами и оппозиционерами по всему миру.

Газета Washington Post сообщает, что в списке потенциальных объектов слежки через Pegasus были действующие президенты Эммануэль Макрон (Франция), Бархам Салех (Ирак) и Сирил Рамафоса (ЮАР), среди нынешних премьеров — Имран Хан (Пакистан), Мустафа Мадбули (Египет) и Саад ад-Дин аль-Усмани (Марокко).

Что касается бывших премьеров, то среди них, в частности, Саад Харири (Ливан), Ругунда Рухакана (Уганда) и Шарль Мишель (Бельгия), который в настоящее время является главой Евросовета. Единственным монархом в списке является король Марокко Мухаммед VI.

Любопытно, что один из фигурантов списка — основатель Telegram Павел Дуров. Об этом пишет газета Guardian. Впрочем, эксперты отмечают, что присутствие телефонного номера того или иного лица в обнаруженном журналистами списке не означает, что он был выбран для внедрения программы Pegasus. Во всяком случае, без специальной экспертизы телефона Дурова невозможно сказать, предпринималась ли в действительности попытка установить вредоносное ПО на это устройство.

В NSO подчеркивают, что не управляют системой и не имеют доступа к данным клиентов. В специальном заявлении компания пообещала расследовать подозрения и в случае подтверждения примет соответствующие меры вплоть до отключения клиентских систем.

В свою очередь, президент Макрон отдал распоряжение провести серию расследований о возможной слежке за его телефонными номерами. По данным французской Monde, в «шпионском списке» кроме номера телефона первого лица страны, фигурировали номера бывшего премьер-министр страны Эдуара Филиппа и еще 14 французских министров. Якобы за французскими чиновниками могли следить через Pegasus марокканские спецслужбы.

Кстати говоря, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя сообщения о слежке за телефоном Эммануэля Макрона, заявил, что правительство России использует специальную систему связи, которая надежно защищена и в дополнительной защите не нуждается. Иными словами, за приватность жизни руководителей страны беспокоиться не стоит. Понятно, что простые россияне — другое дело. Их обсуждаемая проблема касается в неменьшей степени, нежели жителей других развитых стран.

Деятельность NSO Group вызвала волну критики по всему миру. Компанию осудили IT-гиганты. «Подобные кибератаки очень изощренны, их разработка стоит миллионы долларов, они недолговечны и используются для нацеливания на конкретных лиц, — заявил руководитель отдела разработки и архитектуры безопасности Apple Иван Крстич. — Хотя это означает, что они не представляют угрозы для подавляющего большинства наших пользователей, мы продолжаем неустанно работать, чтобы защитить всех наших клиентов».

«Опасное шпионское ПО NSO Group используется для совершения ужасных нарушений прав человека по всему миру, и его необходимо остановить», — написал в твиттере глава мессенджера WhatsApp Уилл Кэткарт.

Эксперты указывают, что в законодательстве большинства стран есть правовые нормы, запрещающие использование таких программ. Но формально в отношении самой разработки программы данные статьи могут применяться только в случае, если программа заведомо создавалась с противоправной целью. А этого то как раз доказать нельзя.

Компания NSO Group Technologies Ltd. основана в 2010 году выходцами из «подразделения 8200» израильской армии. Оно занимается радиоэлектронной разведкой. По мнению небезызвестного Эдварда Сноудена NSO Group «должна нести непосредственную уголовную ответственность за гибель и задержания» людей, чьи данные оказались взломаны с помощью соответствующей программы. Сноуден также призвал ввести всеобъемлющий мораторий на продажу программ слежения.

Вместе с тем, предъявлять какие-либо претензии государству Израиль в этом случае не имеет особого смысла.

«Ключевую роль играет вопрос о вменении возможных нарушений международного права этому государству: за действия компаний государства не отвечают, если только не будет доказан факт осуществления «эффективного контроля» или делегирования государственных функций. Таким образом, Израиль не может нести международную ответственность за действия компании, зарегистрированной в этой стране», — сказала руководитель департамента международного права факультета права НИУ ВШЭ Вера Русинова агентству РИА Новости.

По ее словам, международным правом в области прав человека налагаются ограничения на слежку за гражданами, однако шпионаж как таковой в международном праве не запрещен.

«Не случайно Ангела Меркель, когда в 2013 году стало известно о том, что Национальное агентство безопасности США (NSA) многие годы занималось прослушкой ее телефона, ограничилась ставшей знаменитой фразой:  «Между друзьями это недопустимо». Ограничения на слежку за гражданами, однако, налагаются международным правом в области прав человека и, прежде всего, связаны с правом на уважение частной и семейной жизни и защитой профессиональной тайны. На данный момент подход к толкованию этих положений получил отражение только в решениях европейских судов», — добавила Русинова.

Она также отметила, что, признавая электронную слежку в целом не противоречащей международному праву в области прав человека, ЕСПЧ и Суд Европейского союза разработали ряд гарантий, которые должны соблюдаться государствами при сборе, хранении, анализе, использовании и уничтожении данных, полученных в рамках как индивидуальной, так и массовой слежки. Однако эти гарантии не распространяются на Израиль.

В общем, история со слежкой через Pegasus в очередной раз подняла важную тему. Правозащитники апеллируют к либеральным ценностям, к базовым свободам и правам человека. Спецслужбы, между тем, разводят руками и указывают, что эти же самые правозащитники требует от властей своих стран обеспечения собственной безопасности. И здесь возникает известный парадокс. Как выразился как-то Барак Обама, «вы не можете оставаться на 100 % в безопасности и при этом на 100 % защитить свою частную жизнь и не испытывать никаких неудобств».

По мнению экспертов, в свободном обществе человек, не делающий ничего предосудительного, не должен оправдываться за каждое действие. Вопрос, однако, в том, что считать предосудительным, а что – нет. Как показывает практика, у любого человека есть какие-то интересы, которые могут быть использованы против него. Мелкие грешки найдутся у каждого, а уж у политиков и активистов – подавно. Видимо, этими грехами и интересуются спецслужбы, чтобы потом иметь возможность использовать полученную информацию в интересах национальной безопасности (как бы не интерпретировать отдельные ее постулаты).

Тот же Сноуден утверждал, что АНБ каждый день перехватывает до 3 млрд телефонных звонков американцев. Слежка ведется и при помощи аналогичных израильской разработке программ, и на более примитивном уровне — к примеру, чтобы получить водительское удостоверение в США, нужно сдать отпечатки пальцев, а номер соцстрахования американец называет даже при покупке лекарств.

Современный человек добровольно носит в своем кармане датчик, который отслеживает местоположение человека везде, куда бы он не пошёл. Конечно, имеется в виду мобильный телефон. Баланс между контролем над частной жизнью граждан и безопасностью государства — одна из главных проблем современного либерализма. Скандал с израильской программой Pegasus выпукло проиллюстрировал этот тезис.

ПолитАналитика


Комментариев нет:

Отправить комментарий