Израильская "конфетка" из русского танкового безобразия
https://topwar.ru/166732-ahzarit-izrailskij-btr-iz-sovetskih-tankov.html«Ахзарит». Израильский БТР из советских танков
Боевые автобусы. Идея создания бронетранспортёра на базе танка не нова. Первые подобные машины были созданы в годы Второй мировой войны. Великобритания и Канада создали импровизированные бронетранспортёры, использовав в качестве шасси САУ Sexton, танки Ram и Sherman. В 1980-е годы к подобной идее, но уже на новом техническом уровне вернулись израильские военные. Свой БТР с танковой броней они создали на базе многочисленных трофейных танков Т-54 и Т-55, которые были захвачены в качестве трофеев у разных арабских государств.
Идея создания тяжелого гусеничного бронетранспортёра «Ахзарит»
К идее создания тяжелобронированного гусеничного бронетранспортёра израильские военные обратились в начале 1980-х годов, во многом основываясь и на опыте Ливанской войны 1982 года. Во время вооруженного конфликта Израиль по официальным данным потерял до 185 бронетранспортёров, которые на тот момент были в основном представлены американскими M113. В ходе конфликта стало очевидно, что данная боевая техника не предоставляет десанту адекватного уровня защиты.
Учитывая специфику региона, когда противник израильской армии располагал большим количеством стрелкового крупнокалиберного оружия – 12,7 и 14,5-мм пулеметов, ручных противотанковых гранатометов и ПТРК в основном советского производства, стало ясно, что военным необходим тяжелый БТР с адекватным бронированием. Свою роль играло и то, что часто израильтянам приходилось действовать в городах и городских агломерациях, где боевая техника становилась еще более уязвимой.
Важным был также тот факт, что в боях во время Ливанской войны отлично зарекомендовал себя танк «Меркава». Танк, отличающийся необычной компоновкой, мог в ряде случаев использоваться в качестве импровизированного бронетранспортёра. В задней части корпуса израильского танка располагался отсек для размещения стеллажей дополнительного боекомплекта, либо резервного экипажа, также здесь можно было разместить до 6 десантников или 4 раненых на носилках. В боевых действиях из многих танков сгружалось всё лишнее, и они использовались как тяжелые БТР, доказавшие свою хорошую защищенность в боевых условиях.
Обобщая накопленный к началу 1980-х годов боевой опыт, израильские военные заказали промышленности тяжелый гусеничный бронетранспортёр с мощным бронированием, который мог бы действовать в городской застройке, а также использоваться совместно с израильским основным боевым танком «Меркава». К вопросу создания необходимого БТР израильские военные и конструкторы подошли с изрядной долей прагматизма. Бронетранспортёр было решено делать на базе многочисленных танков Т-54 и Т-55 советского производства, которые были захвачены Израилем у арабских государства в качестве трофеев. Подобная боевая техника находилась на хранении у израильской армии и ждала своего часа.
Основной упор при создании новой бронетехники делался на максимальную защиту экипажа и десанта. Это соответствовало всей концепции израильской армии, согласно которой жизнь солдата важнее сохранности боевой техники. Первые прототипы будущего тяжелого гусеничного БТР были готовы к 1987 году. Машина полностью устраивала израильских военных и уже в 1988 году была запущена в серийное производство. Всего в бронетранспортёры из танков Т-54 и Т-55 было переделано от 400 до 500 машин. В настоящее время именно Израиль является основным оператором тяжелых бронетранспортёров в мире, в том числе и БТР «Намер» боевой массой 60 тонн, построенных на базе танков «Меркава».
Особенности конструкции БТР «Ахзарит»
Все бронетранспортёры «Ахзарит» построены на базе шасси и корпуса советских основных боевых танков Т-54 и Т-55 с демонтированной в процессе переделки башней. Использование танкового корпуса с противоснарядным бронированием, которое было дополнительным образом усилено, обеспечивает отличную защиту экипажу и десанту боевой машины. Экипаж состоит из трех человек, десант – 7 человек.
При переделке танков в БТР израильтяне заменили советские двигатели и трансмиссию на продукцию американского производства. На первых версиях бронетранспортёров появились более мощные и компактные американские 8-цилиндровые V-образные дизельные двигатели «Детройт Дизель 8V-71 TTA» мощностью 650 л.с. Двигатель работает в паре с гидромеханической трансмиссией компании Allison. При этом удельная мощность получалась небольшой – менее 15 л.с. на одну тону. В будущем при модернизации до уровня «Ахзарит-2» двигатель заменили на более мощный «Детройт Дизель 8 В-92TA/DDC III», развивавший мощность 850 л.с. С подобным двигателем удельная мощность выросла до 19,31 л.с. на тонну, что практически равно удельной мощности танков «Меркава-3». Максимальная скорость бронетранспортёра «Ахзарит» составляет 65 км/ч, запас хода – до 600 километров.
Значительным изменениям подвергся корпус боевой машины. Переработка была связана с изменением компоновки и добавлением полноценного десантного отделения. В передней части корпуса разместилось отделение для членов экипажа, все они сидят лицом по ходу движения боевой машины. С левой стороны находится место мехвода, по центру – командира БТР, справа – стрелка. Каждый из них имеет собственный люк, чтобы выбраться из бронетранспортёра. Также в крыше корпуса имеются два люка для возможной высадки десанта. Первоначально их было семь, по числу перевозимых пехотинцев, но позднее количество люков сократили до двух, так как каждый дополнительный люк уменьшал уровень бронирования крыши корпуса.
Места десантников располагаются непосредственно за местами экипажа в средней части БТР. Три пехотинца размещаются на скамье, находящейся на левой стороне отделения, еще три – на откидных сидениях с правой стороны и один также на откидном сиденье в центре кормовой части отделения. В корме бронетранспортёра конструкторы установили силовую установку. За счет компактных размеров и поперечного расположения удалось сохранить пространство для сквозного прохода из боевого отделения к правой части кормы корпуса. Благодаря этому высадка десанта осуществляется через кормовую откидывающуюся аппарель максимально безопасным для мотострелков способом. При этом в конструкции кормовой двери БТР применено уникальное техническое решение. Для облегчения и ускорения процесса высадки мотострелков часть крыши над выходом приподнимается гидроприводом, увеличивая высоту проема.
Особое внимание при создании тяжелого гусеничного бронетранспортёра израильтяне уделили вопросу безопасности экипажа и десанта, который был защищен со всех сторон: хорошо бронированы борта корпуса, корма, крыша и днище, а лобовая броня корпуса достигает 200 мм. Стоит отметить, что конструкторы существенно усилили имеющееся советское бронирование. Без башни танк весил примерно 27 тонн, но боевая масса получившегося БТР составляет 44 тонны. Почти весь «лишний вес», набранный в ходе работ, приходится на дополнительно размещенное израильтянами бронирование.
Наибольший объем дополнительного бронирования сконцентрирован вокруг боевого отделения и защищает личный состав. При этом в конструкции бронетранспортёра был использован принцип защиты более важных агрегатов боевой машины менее важными. По бокам боевого отделения конструкторы расположили топливные баки, которые играют роль дополнительной защиты для экипажа и десанта. Кормовая часть БТР также прикрыта перфорированными бронелистами из высокопрочной стали. На машине появились комплекты динамической защиты и современная система автоматического пожаротушения. Дополнительную защиту обеспечивает низкий силуэт боевой машины – высота БТР около 2000 мм. Это позволяет легко укрываться в складках местности и за кустарником.
Основным вооружением тяжелого израильского БТР является обычный 7,62-мм пулемет FN MAG он же М-240, расположенный на турельной установке OWS (Overhead Weapon System), за разработку которой отвечала компания «Рафаэль». Турельная пулеметная установка имеет дистанционное управление, что существенно снижает риск поражения экипажа при её использовании. На некоторых машинах в рамках модернизации израильтяне устанавливали дистанционно-управляемые установки «Самсон» с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом. На БТР также разместили специальную термодымовую аппаратуру, которая создает дымовую завесу за счет впрыска топлива в выхлопной коллектор. Предусмотрена и возможность установки стандартных блоков дымовых гранатометов.
Оценка проекта
Специалисты справедливо считают израильский гусеничный бронетранспортёр «Ахзарит» одним из самых защищенных в своем классе. Ни один БТР других стран не может похвастаться таким уровнем бронезащиты. Стоит отметить, что по разным оценкам от 14 до 17 тонн веса БТР приходится исключительно на дополнительное бронирование, в том числе с использованием композитной брони. Израильские военные заявляют, что БТР в состоянии пережить не только попадания выстрелов РПГ, различных кумулятивных боеприпасов, но и бронебойных снарядов. По их словам, «Ахзарит» может выдержать несколько попаданий 125-мм бронебойных оперенных подкалиберных снарядов при попадании в лобовую проекцию. Таким уровнем защиты не может похвастаться ни один БТР в мире.
Благодаря высокому уровню защищенности БТР «Ахзарит» может использоваться на поле боя совместно с основными боевыми танками, действуя практически в их порядках. Также подобная техника хорошо себя чувствует в условиях городской застройки и может использоваться для штурмовых действий.
Некоторые специалисты относят к недостаткам БТР большую боевую массу – 44 тонны, но это объективная необходимость, обусловленная техническим заданием и требованиями военных. Также иногда к недостаткам относят приподнимаемую при десантировании часть крыши, что может подсказать противнику, что десант готовится или уже покидает боевую машину.
В целом, стоит признать, что «Ахзарит» представляет собой уникальный современный БТР, который отличается очень хорошей защитой экипажа и десанта. Создание данного бронетранспортёра продиктовано богатым боевым опытом армии обороны Израиля и демонстрирует прагматичность подхода израильских военных, которые превратили сотни устаревших трофейных танков в адекватную решаемым боевым задачам машину, по-прежнему остающуюся на вооружении.
Идея создания тяжелого гусеничного бронетранспортёра «Ахзарит»
К идее создания тяжелобронированного гусеничного бронетранспортёра израильские военные обратились в начале 1980-х годов, во многом основываясь и на опыте Ливанской войны 1982 года. Во время вооруженного конфликта Израиль по официальным данным потерял до 185 бронетранспортёров, которые на тот момент были в основном представлены американскими M113. В ходе конфликта стало очевидно, что данная боевая техника не предоставляет десанту адекватного уровня защиты.
Учитывая специфику региона, когда противник израильской армии располагал большим количеством стрелкового крупнокалиберного оружия – 12,7 и 14,5-мм пулеметов, ручных противотанковых гранатометов и ПТРК в основном советского производства, стало ясно, что военным необходим тяжелый БТР с адекватным бронированием. Свою роль играло и то, что часто израильтянам приходилось действовать в городах и городских агломерациях, где боевая техника становилась еще более уязвимой.
Важным был также тот факт, что в боях во время Ливанской войны отлично зарекомендовал себя танк «Меркава». Танк, отличающийся необычной компоновкой, мог в ряде случаев использоваться в качестве импровизированного бронетранспортёра. В задней части корпуса израильского танка располагался отсек для размещения стеллажей дополнительного боекомплекта, либо резервного экипажа, также здесь можно было разместить до 6 десантников или 4 раненых на носилках. В боевых действиях из многих танков сгружалось всё лишнее, и они использовались как тяжелые БТР, доказавшие свою хорошую защищенность в боевых условиях.
Обобщая накопленный к началу 1980-х годов боевой опыт, израильские военные заказали промышленности тяжелый гусеничный бронетранспортёр с мощным бронированием, который мог бы действовать в городской застройке, а также использоваться совместно с израильским основным боевым танком «Меркава». К вопросу создания необходимого БТР израильские военные и конструкторы подошли с изрядной долей прагматизма. Бронетранспортёр было решено делать на базе многочисленных танков Т-54 и Т-55 советского производства, которые были захвачены Израилем у арабских государства в качестве трофеев. Подобная боевая техника находилась на хранении у израильской армии и ждала своего часа.
Основной упор при создании новой бронетехники делался на максимальную защиту экипажа и десанта. Это соответствовало всей концепции израильской армии, согласно которой жизнь солдата важнее сохранности боевой техники. Первые прототипы будущего тяжелого гусеничного БТР были готовы к 1987 году. Машина полностью устраивала израильских военных и уже в 1988 году была запущена в серийное производство. Всего в бронетранспортёры из танков Т-54 и Т-55 было переделано от 400 до 500 машин. В настоящее время именно Израиль является основным оператором тяжелых бронетранспортёров в мире, в том числе и БТР «Намер» боевой массой 60 тонн, построенных на базе танков «Меркава».
Особенности конструкции БТР «Ахзарит»
Все бронетранспортёры «Ахзарит» построены на базе шасси и корпуса советских основных боевых танков Т-54 и Т-55 с демонтированной в процессе переделки башней. Использование танкового корпуса с противоснарядным бронированием, которое было дополнительным образом усилено, обеспечивает отличную защиту экипажу и десанту боевой машины. Экипаж состоит из трех человек, десант – 7 человек.
При переделке танков в БТР израильтяне заменили советские двигатели и трансмиссию на продукцию американского производства. На первых версиях бронетранспортёров появились более мощные и компактные американские 8-цилиндровые V-образные дизельные двигатели «Детройт Дизель 8V-71 TTA» мощностью 650 л.с. Двигатель работает в паре с гидромеханической трансмиссией компании Allison. При этом удельная мощность получалась небольшой – менее 15 л.с. на одну тону. В будущем при модернизации до уровня «Ахзарит-2» двигатель заменили на более мощный «Детройт Дизель 8 В-92TA/DDC III», развивавший мощность 850 л.с. С подобным двигателем удельная мощность выросла до 19,31 л.с. на тонну, что практически равно удельной мощности танков «Меркава-3». Максимальная скорость бронетранспортёра «Ахзарит» составляет 65 км/ч, запас хода – до 600 километров.
Значительным изменениям подвергся корпус боевой машины. Переработка была связана с изменением компоновки и добавлением полноценного десантного отделения. В передней части корпуса разместилось отделение для членов экипажа, все они сидят лицом по ходу движения боевой машины. С левой стороны находится место мехвода, по центру – командира БТР, справа – стрелка. Каждый из них имеет собственный люк, чтобы выбраться из бронетранспортёра. Также в крыше корпуса имеются два люка для возможной высадки десанта. Первоначально их было семь, по числу перевозимых пехотинцев, но позднее количество люков сократили до двух, так как каждый дополнительный люк уменьшал уровень бронирования крыши корпуса.
Места десантников располагаются непосредственно за местами экипажа в средней части БТР. Три пехотинца размещаются на скамье, находящейся на левой стороне отделения, еще три – на откидных сидениях с правой стороны и один также на откидном сиденье в центре кормовой части отделения. В корме бронетранспортёра конструкторы установили силовую установку. За счет компактных размеров и поперечного расположения удалось сохранить пространство для сквозного прохода из боевого отделения к правой части кормы корпуса. Благодаря этому высадка десанта осуществляется через кормовую откидывающуюся аппарель максимально безопасным для мотострелков способом. При этом в конструкции кормовой двери БТР применено уникальное техническое решение. Для облегчения и ускорения процесса высадки мотострелков часть крыши над выходом приподнимается гидроприводом, увеличивая высоту проема.
Особое внимание при создании тяжелого гусеничного бронетранспортёра израильтяне уделили вопросу безопасности экипажа и десанта, который был защищен со всех сторон: хорошо бронированы борта корпуса, корма, крыша и днище, а лобовая броня корпуса достигает 200 мм. Стоит отметить, что конструкторы существенно усилили имеющееся советское бронирование. Без башни танк весил примерно 27 тонн, но боевая масса получившегося БТР составляет 44 тонны. Почти весь «лишний вес», набранный в ходе работ, приходится на дополнительно размещенное израильтянами бронирование.
Наибольший объем дополнительного бронирования сконцентрирован вокруг боевого отделения и защищает личный состав. При этом в конструкции бронетранспортёра был использован принцип защиты более важных агрегатов боевой машины менее важными. По бокам боевого отделения конструкторы расположили топливные баки, которые играют роль дополнительной защиты для экипажа и десанта. Кормовая часть БТР также прикрыта перфорированными бронелистами из высокопрочной стали. На машине появились комплекты динамической защиты и современная система автоматического пожаротушения. Дополнительную защиту обеспечивает низкий силуэт боевой машины – высота БТР около 2000 мм. Это позволяет легко укрываться в складках местности и за кустарником.
Основным вооружением тяжелого израильского БТР является обычный 7,62-мм пулемет FN MAG он же М-240, расположенный на турельной установке OWS (Overhead Weapon System), за разработку которой отвечала компания «Рафаэль». Турельная пулеметная установка имеет дистанционное управление, что существенно снижает риск поражения экипажа при её использовании. На некоторых машинах в рамках модернизации израильтяне устанавливали дистанционно-управляемые установки «Самсон» с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом. На БТР также разместили специальную термодымовую аппаратуру, которая создает дымовую завесу за счет впрыска топлива в выхлопной коллектор. Предусмотрена и возможность установки стандартных блоков дымовых гранатометов.
Оценка проекта
Специалисты справедливо считают израильский гусеничный бронетранспортёр «Ахзарит» одним из самых защищенных в своем классе. Ни один БТР других стран не может похвастаться таким уровнем бронезащиты. Стоит отметить, что по разным оценкам от 14 до 17 тонн веса БТР приходится исключительно на дополнительное бронирование, в том числе с использованием композитной брони. Израильские военные заявляют, что БТР в состоянии пережить не только попадания выстрелов РПГ, различных кумулятивных боеприпасов, но и бронебойных снарядов. По их словам, «Ахзарит» может выдержать несколько попаданий 125-мм бронебойных оперенных подкалиберных снарядов при попадании в лобовую проекцию. Таким уровнем защиты не может похвастаться ни один БТР в мире.
Благодаря высокому уровню защищенности БТР «Ахзарит» может использоваться на поле боя совместно с основными боевыми танками, действуя практически в их порядках. Также подобная техника хорошо себя чувствует в условиях городской застройки и может использоваться для штурмовых действий.
Некоторые специалисты относят к недостаткам БТР большую боевую массу – 44 тонны, но это объективная необходимость, обусловленная техническим заданием и требованиями военных. Также иногда к недостаткам относят приподнимаемую при десантировании часть крыши, что может подсказать противнику, что десант готовится или уже покидает боевую машину.
В целом, стоит признать, что «Ахзарит» представляет собой уникальный современный БТР, который отличается очень хорошей защитой экипажа и десанта. Создание данного бронетранспортёра продиктовано богатым боевым опытом армии обороны Израиля и демонстрирует прагматичность подхода израильских военных, которые превратили сотни устаревших трофейных танков в адекватную решаемым боевым задачам машину, по-прежнему остающуюся на вооружении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий