https://www.invictory.org/articles/science/28085-v-chem-tsennost-arheologii-pri-issledovanii-biblii
В чем ценность археологии при исследовании Библии
Показания должны подтверждать два или три свидетеля – таков библейский принцип. Согласно еврейскому закону, никто не мог быть признан виновным в преступлении без показаний свидетелей, проверенных надлежащим образом.
Аналогичный принцип демонстрирует и современная археология. В Псалме 84:12 сказано: «Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес», а в Псалме 118:89: «Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах». Безошибочное Божье Слово переживает человеческие поколения, и Бог подтверждает его истину. Это относит Слово Божье к уникальной категории: оно является «другой стороной» модели двухстороннего общения между Богом и человеком. Возможность говорить – уникальный дар, данный человеку Богом, а написанное Богом Слово выделяет Его особое общение с людьми. Доказательства во всех сферах приводят к одному выводу: Бог подтвердил Свое Слово, и Его Книга – истинное писание, с пророчествами и откровениями, к которым следует относиться серьезно. Его Книга уникальна, потому что это – Его Книга. Божье послание, записанное в древности вдохновенными людьми, применимо ко всему человечеству на протяжении тысячелетий, вплоть до сегодняшнего дня.
То, что Слово Божье действительно является Истиной, подтверждают важные свидетельства из археологии. Согласно библейскому принципу «двух или трех свидетелей», приведем археологические доказательства, подтверждающие истинность и точность Божьего Слова.
Основные свидетельства относительно Бытие 1–11
Бытие 1–11 – это «питомник Библии», введение в историю Авраама и великих доктрин, таких как Бог Творец, Друг, Дающий откровения, Судья, Искупитель, Восстанавливающий и Поддерживающий. Это реальная история и краткое изложение начал.
1. Энума Элиш – это найденное археологами при раскопках Вавилона описание сотворения мира. Еще одну рассказывающую о творении глиняную табличку археологи обнаружили при раскопках города Эбла (торговый город-государство, существовавший на территории древней Сирии, с середины III тыс. до н. э. – прим. ред.). Библейское повествование явно превосходит оба описания. В частности, в Энума Элиш упоминается только творение из уже существовавшей материи, что на самом деле вовсе не является творением. Библия – правдивое описание этого исторического события.
2. Эпос о Гильгамеше включает вавилонскую историю Потопа. Нозоми Осанай в магистерской диссертации, посвященной сравнению Всемирного Потопа и эпоса о Гильгамеше, отмечает: «В соответствии с особенностями, научной достоверностью, внутренней согласованностью, соответствием светским летописям и наличием общих элементов среди традиций Потопа во всем мире, история, описанная в Бытии, кажется более приемлемой, как точная историческая запись»1.
3. Цари-долгожители Киша (Шумер) жили предположительно от 10000 до 64000 лет назад. Повествование, изложенное в Библии, консервативно и потому правдиво, поскольку вавилонские и другие описания со временем приукрашивались. Позже выяснилось, что у вавилонян было два основания для математических вычислений, основанных либо на десяти, либо на шестидесяти. Когда записи были переведены в десятичную систему с шестидесятеричной, их общая разница от библейской записи составила 200 лет.
Основные свидетельства относительно Бытие 11–36
Приведем факты, рассказывающие, в частности, об Аврааме – родоначальнике еврейского народа.
1. Археолог Леонард Вулли, раскапывая Ур, родной город Авраама, обнаружил уникальные артефакты, подтверждающие значимость этого крупнейшего центра цивилизации2.
2. Обычаи патриархальных времен, описанные в Библии, подтверждаются археологическими находками в таких местах, как Ур, Мари, Богазкой и Ниневия. Обнаруженные письменные источники того периода, а не записанные много веков спустя, содержат важные свидетельства очевидцев.
Так, отношения Авраама с Агарью предстают в ином свете, если знать традиции той эпохи: жена, которая не могла родить ребенка для своего мужа, должна была предоставить ему одну из своих служанок. В библейской истории говорится, что именно Сарра предложила это Аврааму, а ее служанка Агарь была добровольным соучастником в рождении ребенка Авраама. Таким образом, она приобретала экономическую безопасность и личный престиж. Мы подчеркиваем, что не Авраам первым подошел к Агари, но жена Авраама Сарра сделала это в соответствии с обычаями своего времени.
Записи о пяти царях, которые сражались против четырех царей (Бытие 14), интересны тем, что их имена можно увидеть среди археологических находок.
3. Переговоры Авраама с хеттами, описанные в Бытие 23, в точности соответствуют формулировкам, зафиксированным археологами. Язык неохеттов, которые появились позже, был несколько другим. Библия была права, называя древних людей «сыновьями Хета», или «хеттеями».
Интересно, что слово, которым хетты называли рабов, рожденных в доме хозяина, звучит как «ханаким» (Бытие 14:14). Данный термин используется только в этом месте Библии. Египетские тексты с проклятиями (найденные на фрагментах керамических горшков, которые, вероятно, использовались в ритуальных магических проклятиях окружающих народов) дают нам значение этого термина, и он правильно используется в Бытие 14.
Основные свидетельства относительно Бытие 37–50
Этот раздел рассказывает историю об Иосифе, сыне Иакова и правнуке Авраама. Братья продают его измаильтянам, которые, в свою очередь, продают его египетскому евнуху. Иосиф в Египте добивается успеха и помогает всему Израилю поселиться там.
1. Известные египетские титулы, такие как «начальник стражи» (Бытие 39:1), «смотритель» (Бытие 39:4), «начальник пекарей» (Бытие 40:2), «отец фараона» (на самом деле – «отец богов», что для Иосифа было формулировкой кощунственной. Поскольку он не мог принять фараона, как проявление Ра, бога солнца, Иосиф адаптировал титул к еврейскому языку, чтобы не бесчестить Господа), «господин дома фараона» (дворца) и «правитель всего Египта» (Бытие 45:8) подтверждают историчность этого рассказа.
2. Археологи зафиксировали следы различных церемониальных действий, похожих на описанное в Библии назначение Иосифа визирем (главным министром). Его новое имя было Цафнаф-Панеах, что означает «глава священной коллегии» (Бытие 41:41-45). В Бытие 50 можно найти много других египетских реалий, подтвержденных археологическими находками, например, обряды бальзамирования и погребения.
3. В свитках Мертвого моря в Бытии 46:27 число людей Иакова составляет 75, а не 70. Таким образом, исправляется ошибка переписчика и показано, что Стефан был прав (Деяния 7:14)3.
Основные доказательства от Исхода и до Второзакония
Остальные четыре книги Пятикнижия написаны Моисеем, вероятно, с помощью первосвященника Аарона и военачальника Иисуса Навина.
1. Закон Моисеев был написан человеком, выросшим при дворе фараона. Его текст значительно превосходил другие своды законов, например, кодексы вавилонского царя Хаммурапи и кодекс Эшнунны, который был найден недалеко от современного Багдада.
2. Профессор Джордж Менденхолл утверждает, что формулировки в писаниях Моисея соответствуют тому же формату, что и хеттские. Свод законов представляет собой единое целое, и датируется приблизительно 1500 годом до Р. Х. (время Моисея). Писания имеют одного автора, и кроме Моисея нет никого, кто соответствовал бы этому требованию. Этические концепции Закона не были слишком ранними для Моисея. В частности, табличка, найденная при раскопах Эбла, написана раньше Моисея и включает, например, наказание за изнасилование.
Здесь уместно прокомментировать двух всемирно известных археологов, с которыми мне посчастливилось сотрудничать при раскопках Гезера в Израиле. Каждый из них, работая на собственном раскопе, прочитал студентам замечательные лекции.
В ходе своей лекции профессор Нельсон Глюк заявил: «Я проводил раскопки в течение тридцати лет с Библией в одной руке и лопаткой в другой, и в вопросах исторической перспективы я ни разу не обнаружил, что Библия ошибочна». Как еврейский ученый мирового уровня, профессор Глюк, говоря о Библии, должен был иметь в виду Ветхий Завет. Но мне известно, что он также защищал точность писаний Нового Завета.
Профессор Гарвардского университета Джордж Эрнест Райт говорил в лекции об обоснованности писаний Моисея, особенно документов завета в Пятикнижии. Он заявил, что исследование профессора Джорджа Менденхолла привело его к выводу, что документы завета Моисея представляют собой единое целое и должны быть датированы приблизительно 1500 годом до Р. Х.
В дальнейшем разговоре профессор Райт заметил, что в течение 30 лет читал в Гарварде лекции для аспирантов и твердил, что они могут забыть о Моисее в Пятикнижии. Теперь он признал, что в течение 30 лет ошибался, и что Моисей действительно лично участвовал в написании Пятикнижия.
3. Десять казней или судов против ведущих богов Египта (Исход 12:12) рассматриваются как настоящие суды, причем один из богов Египта избирается для суда с каждой из казней.
Основные свидетельства, касающиеся периода от Иисуса Навина до Саула
Этот раздел включает завоевание, судей и раннее царство.
1. Такие божества, как Ваал, Ашера и Даган, корректно отождествляются с соответствующими людьми.
2. Также идентифицированы города-государства (например, Хацор, как глава «всех царств сих» (Навин 11:10). Раскопки Хацора подтвердили его большие размеры.
3. Голова и доспехи Саула были помещены в два храма в Бет-Шане. И филистимские, и ханаанские храмы были обнаружены археологами. Библейское повествование было подтверждено тогда, когда подтверждение казалось маловероятным (1 Царств 31:9-10 и 1 Паралипоменон 10:10).
Основные доказательства, касающиеся периода от Давида до Соломона
В это время установилось царство Израиля.
1. Плач Давида по поводу смерти Саула – точное отражение литературного стиля его времени. Раскопки в Рас-Шамре (древний Угарит в Сирии) прояснили некоторые выражения, такие как «подъемы бездны» вместо «полей с плодами», как во 2 Царств 1:21.
2. После открытия угаритской библиотеки стало ясно, что псалмы Давида следует датировать его временем, а не периодом Маккавеев, 800 лет спустя, как утверждали критики. Известный ученый Уильям Фоксвелл Олбрайт писал: «Абсурдно предполагать, что Псалмы Давида следует датировать периодом Маккавеев»4.
3. Были раскопаны такие города Соломона, такие как Хацор, Мегиддо и Гезер (3 Царств 9:15). Видно, что некоторые здания в этих городах построены Соломоном по одинаковым чертежам.
Основные свидетельства об ассирийском периоде
Это было время «Правления террора», вскоре после смерти Соломона.
1. Текст Исаии 20:1 подвергался сомнению, поскольку критикам не был известен ассирийский царь по имени Саргон. Сейчас дворец Саргона восстановлен в Хорсабаде, включая настенные надписи и библиотечную запись, подтверждающую битву против филистимского города Ашдод (упомянутого в Исаии 20:1).
2. Авторы Библии используют вскользь, но уверенно ассирийские титулы, такие как тартан (главнокомандующий) и некоторые другие.
Авторы Библии использовали и другие ассирийские титулы, такие как рабмаг, рабшак и типсарру. Поскольку ассирийцы исчезли из истории после битвы при Кархемише в 605 г. до Р. Х., наличие «устаревших» слов является серьезным аргументом в пользу того, что записи были сделаны очевидцами. Это указывает также на подлинность пророчеств, поскольку те же люди, которые записывали исторические факты, фиксировали также и пророчества.
3. Смерть Сеннахирима записана в Исаии 37:38 и 4 Царств 19:37, и подтверждается записями сына Сеннахирима – Асархаддона. Позже они были дополнены Ашурбанипалом – сыном Асархаддона.
Различные подробности о Ниневии и повествования об Ионе указывают на историчность Библии. Символом Ниневии была беременная женщина с рыбой в утробе.
Адад-Нирари III, который, возможно, был царем времен Ионы, провел замечательные реформы – возможно, после послания пророка Ионы. Дворец Адад-Нирари находился практически рядом с более поздним сооружением, известным как «Неби Юнис» (пророк Иона). Это строение является предполагаемым местом гробницы Ионы.
Основные свидетельства о вавилонянах и Навуходоносоре
Навуходоносор разграбил Иерусалим и взял Иуду в плен.
1. Даниил знал, что возвеличил Вавилон именно Навуходоносор (Даниила 4:30). Это подтвердил немецкий профессор Колдевей, раскопав Вавилон около 100 лет назад.
2. Из вавилонских хроник нам известно, что датой взятия Иерусалима была ночь с 15 на 16 марта 597 года до Р. Х. Мы также знаем, что Валтасар действительно был царем Вавилона в то время, поскольку его отец Набонид, занимаясь исследованиями древних храмов, около 10 лет находился вдали от Вавилона. На это время он назначил соправителем своего сына Валтасара.
3. Пророчества против Вавилона (например, Иеремия 51, 52) исполнились буквально. Навуходоносор писал, что стены Вавилона будут вечным памятником его имени, но Иеремия сказал: «Толстые стены Вавилона до основания будут разрушены» (Иеремия 51:58). Пророчество Иеремии, вдохновленное Богом, подтвердилось.
Основные свидетельства о Кире, мидянах и персах
На смену вавилонянам пришли мидяне и персы.
1. Кир стал царем над мидянами и персами. Мы читаем о Кире у Исаии, когда его имя было пророчески записано в главах 44:28 и 45:1. Кир издал знаменитый указ, разрешающий всем пленным народам возвратиться в свои земли (2 Паралипоменон 36:22-23 и Ездра 1:1-4). Гробница Кира была обнаружена.
2. Бог контролировал историю Своего народа, даже используя языческого царя, чтобы осуществить Свои намерения. Факт завоевания Киром Вавилона подтверждает найденный археологами в 1879 году керамический цилиндр с надписями вавилонской клинописью, содержащими описание завоевания Киром Вавилона в 539 году до Р. Х.
3. Некоторые евреи остались в Вавилоне, как видно из книги Есфирь. То, что законы мидян и персов были «неизменного» типа (Есфирь 1:19), подтверждается обнаруженными в Египте документами на арамейском языке.
Основные свидетельства о Ездре и Неемии
Это было время переселения в землю после Вавилонского плена.
1. «Элефантинские папирусы» (общее название документов, оставленных иудейским гарнизоном, расположенным на острове Элефантина – прим. ред.), свитки Мертвого моря, Таргумы Иова (переводы Книги Иова на иудео-арамейский язык – прим. ред.) и т. д. показывают, что в то время использовался арамейский язык, как об этом говорит Ездра.
2. Санаваллат был, как сказано в Библии, правителем Самарии (Неемия 4 и 6), хотя многие авторы утверждали, что Санаваллат жил намного позже Неемии. Сейчас известно о нескольких Санаваллатах, а найденные письма даже упоминают Иоханана (Неемия 12:13). Также известен араб Гешем (Неемия 6). Несмотря на давнюю критику, Ездра и Неемия точно описывают реальную историческую ситуацию.
3. Письма о Санаваллате (см. выше) проясняют время жизни Неемии – при Артаксерксе I, правившем с 465 по 423 года до Р. Х., а не при Артаксерксе II. Это иллюстрирует точность, с которой современные исследования устанавливают датировки Ветхого Завета.
Основные свидетельства из свитков Мертвого моря
1. Почти через 2000 лет после момента захоронения свитков в пещерах около Мертвого моря, эти свитки вновь увидели свет в 1947 году после Р. Х. Евреи ожидали Мессию, или Мессий – царя, подобного Давиду, великого Первосвященника народа Израиля по чину Мелхиседека, пророка, подобного Моисею, и, возможно – пронзенного Мессию. Я говорю «возможно, пронзенного Мессию», потому что это относится только к очень маленькому фрагменту. Кроме того, будущее время и несовершенные времена в иврите очень часто одинаковы и могут быть определены только в контексте.
В данном случае пророчество может говорить, что ожидаемый Мессия будет «пронзен», или же что «он был пронзен». В Исаии 11:4 сказано: «и духом уст Своих убьет нечестивого» (курсив добавлен). И в переводе Библии NASB говорится: «Он был пронзен за наши преступления» (курсив добавлен). Оба утверждения уместны, поскольку на самом деле Мессия был пронзен, и в грядущем суде будут пронзены те, кто отверг Мессию.
2. Фрагменты книг Ветхого Завета, содержащиеся в свитках, были написаны примерно на 1000 лет раньше имеющихся у нас копий.
3. Существенно прояснилась предыстория Нового Завета и еврейская природа Евангелия от Иоанна. Например, такие контрасты, как «свет и тьма», характерны как для Иоанна, так и для «Свитка войны», описывающего последнюю эсхатологическую битву; а иврит все еще оставался живым языком, а не только языком священников.
Свиток Мертвого моря пророка Исаии также показывает нам древнюю форму еврейской буквы «тау», которая выглядит как «Х» на полях свитка. Она встречается 11 раз: в Исаии 32:1, 42:1, 42:5, 42:19, 44:28, 49:5-7, 55:3-4, 56:1-2, 56:3, 58:13 и Исаии 66:5. Как уже было сказано, и записи ассирийцев, и свитки Мертвого моря (с почти полной копией Исаии) были совершенно скрыты от человеческих глаз около 2000 лет. Большая часть содержания этих источников совпала и, таким образом, подтвердила свидетельство подлинности пророчеств Исаии.
Важным моментом является то, что свитки были обнаружены в то время, когда ученые уже открыли руины ассирийских дворцов. Исаия приводит ряд исторических фактов об ассирийцах, которые замечательно подтверждают точность слов Исаии.
Открытие свитков Мертвого Моря является одним из наиболее замечательных фактов, касающихся актуальности библейской археологии и самой Библии5.
Основные свидетельства относительно личности Господа нашего Иисуса
В ходе археологических открытий была установлена подлинность событий, связанных со словами и делами Иисуса.
1. Вопросы, связанные с переписью населения, которая проводилась во время рождения нашего Господа, разрешились благодаря обнаружению важных папирусов. Их нашли археологи Гранфелл и Хант в Египте внутри священных забальзамированных крокодилов. Документы содержали записи еврейских священников, сделанные непосредственно до, во время и сразу после времен Нового Завета.
Выяснилось, что это была первая перепись (зачисление на подушный налог), проведенная во время Квириния. Другая запись показывает, что Квириний правил Сирией дважды – сначала как военачальник, во время гражданских беспорядков, а затем – как губернатор. Перепись населения в Палестине была, вероятно, отложена из-за беспорядков.
2. Эти папирусы пролили много света на слова, которые использовал наш Господь. Действительно, что Он говорил на языке Его времени на земле (Марка 12:37).
3. О Пилате сейчас известно гораздо больше благодаря надписи, обнаруженной в Кесарии. Папирус Джона Риланда, датируемый 125 г. от Р. Х., описывает часть судебного процесса перед Пилатом, фрагменты которого записаны в Иоанна 18:31-33, 37-38.
Основные свидетельства касательно Нового Завета, ранней Церкви и ранних лет христианства
Документы Нового Завета были признаны точными историческими документами.
1. Папирусы из египетских «говорящих крокодилов» продемонстрировали, что документы Нового Завета представляют собой замечательный рассказ об историческом периоде на языке «простых людей». «Повседневные» выражения времен Павла также пролили свет и на сами писания Павла.
2. Находки сэра Уильяма Рамзая и его последователей в Малой Азии восстановили правдивость историка Луки и других авторов Нового Завета.
Три части библейского писания, больше всего подвергшихся критике – это Пятикнижие Моисея, книги Ездры/Неемии и Лука. Каждая из них была прекрасно подтверждена как точное и надежное исследование, заслуживающее доверия ученых.
3. Множество доказательств показывает целостность документов Нового Завета (например, папирус Риланда с частями Иоанна 18:31-33 с одной стороны, и Иоанна 18:37-38 с другой) и многочисленные свидетельства светских римских писателей и ранних отцов Церкви.
Доказывает ли археология Библию?
Даже тогда, когда археологи проводят раскопки, чтобы исследовать период времени, о котором говорится в Библии, это ни в коем случае дает уверенности, что будут найдены артефакты, связанные непосредственно с библейской историей. Такие открытия желанны не только для исследователей Библии, но и для незаинтересованных археологов, поскольку они осознают, что им следует серьезно воспринимать библейские записи. Связь с библейской историей – отличная точка отсчета, всегда желательная, а не возможная или достижимая. Такие открытия являются отличным подтверждением Божьего Слова, в отличие от «доказывания Библии».
Археологи – это исследователи, обычно – ученые, которых Библия интересует как случайный источник информации. Многие археологи практически не интересуются Библией. Убежденных христиан среди археологов – меньшинство.
Превосходство, несмотря на нападки критиков
Мы уже говорили о том, что не используем утверждение: «археология доказывает Библию». Фактически, такое утверждение поставило бы археологию выше Библии. Что происходит, когда результаты археологических исследований, кажущиеся очевидными, в конце концов оказываются неверными? Очень часто археология подтверждает определенные библейские события. Некоторые скажут, что таким образом она «доказывает Библию». Но к такому заявлению следует относиться с осторожностью, потому что археология является опорой, а не главным основанием.
Тысячи фактов в Библии не подлежат проверке, потому что доказательства давно утеряны. Однако примечательно то, что там, где подтверждение возможно и оно обнаружилось, библейские постулаты выдерживают тщательное исследование. Превосходство Библии над нападками, ее способность противостоять критике и удивительная способность демонстрировать правоту – все это ошеломительно в любых отраслях науки. Казалось бы, очевидный результат очередного «опровержения» Библии в конечном итоге производит обратный эффект.
Вновь и вновь Библия подтверждалась от Бытия до Откровения. Было установлено превосходство Бытия 1–11 и подтверждены реалии времен патриархов. Писания Моисея действительно датируются его временем, и летопись завоевания Ханаана под руководством Иисуса Навина имеет много записей свидетельств очевидцев.
Псалмы Давида, несомненно, были продуктом его времени, и записи о Соломоне не следует больше считать «легендарными». Соломон был литературным гигантом, торговым магнатом и могущественным правителем – под Божьей властью. Только Бог дал Израилю его «золотой век».
Ассирийский период дал впечатляющее подтверждение библейским записям, после раскопок дворца за дворцом в течение последних 150 лет. Такие раскопки постоянно расширяют наше понимание истории ветхозаветных царей, пророков, народов и событий.
Переселение в Вавилон находит отражение в различных записях, и указ Кира позволяет четко понять, что захваченные люди могут вернуться в свои земли и исповедовать свои религии. Ездра и Неемия – точные отражения периода после плена.
Факты, изложенные в Новом Завете, также подтверждаются археологическими находками той эпохи. В Библии зафиксированы точные имена царей, правителей и чиновников. Титулы упоминаются вскользь, но в строгом соответствии с историческими реалиями; правильно обозначены географические границы и достоверно рассказывается об обычаях.
Действительно – «истина возникнет из земли» (Псалом 84:12).
Связь археологии с библейскими летописями
Наше понимание основных библейских доктрин никогда не менялось из-за археологических находок. Однако следует признать, что иногда следует читать внимательнее, чтобы понять, что же на самом деле говорит Библия. Благодаря обнаруженным записям на глине, папирусе и камне, слова, используемые в Священном Писании, становились понятными и приобретали новый смысл.
Ветхий Завет – это древняя книга, а не современная летопись, и она написана восточным, а не западным стилем. Иногда Библию следует интерпретировать, исходя из контекста, в соответствии с символикой и образами, принятыми у древних евреев, а не в соответствии с «научной точностью» нынешнего материалистического века.
Иногда в Библии используется «язык явлений», например, когда речь идет о восходе солнца. С научной точки зрения «восходит» земля. Библия не является учебником по естествознанию, однако в научных вопросах Писание очень точно.
Чем больше археология соприкасается с Библией, тем больше мы убеждаемся, что эта летопись уникальна. Во многих отношениях она превосходит другие письменные источники, оставленные другими народами.
Мы не сказали, что «археология доказывает Библию», и не предлагаем так поступать, поскольку это положение совершенно неверно. Библия является абсолютом, археология же – нет. Если бы археология могла доказать Библию, то она была бы выше Библии, но это не так. Библия исходит от авторитета всемогущего Бога. Она – Его Слово, а Он – больше всего остального.
В то же время археологическая наука сделала очень много для восстановления доверия к Библии, как к открытому Слову Бога. Археология очень важна для понимания Библии: изыскания ученых с лопатой прояснили ранее непонятные отрывки и помогли понять обычаи, культуру народов и условия жизни на земле во времена Ветхого и Нового Заветов.
Ценность археологии для исследователя Библии
Археология внесла большой вклад в то, чтобы ученые стали более серьезно относиться к Библии. Рассказывая об истории и культуре Израиля и его соседей, Священное Писание удивляло исследователей точной информацией.
Археология показывает, что авторы Библии жили и творили послания вопреки существующим реалиям. Становится ясно, что их пророческие послания также подлинны и написаны задолго до событий, о которых они говорили.
Рассмотрим пять важных причин, по которым археология оказалась весьма ценной для изучающих Библию.
1. Археология подтверждает библейскую историю и часто показывает, что упоминаемые в Писании люди и события абсолютно реальны.
Яркое тому подтверждение – царь Саргон, упомянутый в Исаии 20:1. Критики в свое время говорили, что такого правителя не существовало. Но затем при раскопках в Хорсабаде был обнаружен его дворец и даже описание битвы, о которой говорил Исаия. Другой пример – смерть царя Сеннахирима. Его смерть описана в 37 главе Исаии, а также в анналах сына Сеннахирима, Асархаддона, который, по словам Исаии, стал преемником Сеннахирима.
2. Археологические находки дают представление о местном колорите, указывают на подлинность общей картины.
Законы и обычаи, боги и религиозные обряды связаны с временами и местами, упомянутыми в Библии. Кража Рахилью глиняных богов ее отца свидетельствует о правильном понимании обычаев. Они с Лией спросили: «Есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?» (Бытие 31:14). Рахиль знала, что терафимы (глиняные боги) ассоциировались с правом собственности, что было обычаем того времени.
3. Археология предоставляет дополнительные факты.
Археологические факты помогают исследователю Библии лучше понять времена и обстоятельства. Например, Библия называет имена таких ассирийских царей, как Сеннахирим и Асархаддон, и теперь мы знаем об этих правителях гораздо больше благодаря записям, обнаруженным в их дворцах и библиотеках.
4. Археология доказала огромную ценность переводов Библии.
Значения слов и фраз часто становятся яснее, когда они встречаются в других контекстах. Например, 4 Царств 18:17 правильно использует три ассирийских военных титула. Эти термины – тартан (главнокомандующий), рабсак (глава князей) и рабсарис (главный евнух). Во время создания перевода Библии короля Иакова в 1611 году смысл этих слов был неизвестен и прояснился, только когда были раскопаны ассирийские дворцы. Тот факт, что эти названия правильно используются в Ветхом Завете – еще один аргумент в пользу того, что мы видим подлинные записи свидетельств, сделанные очевидцами: люди не могут знать титулы своего врага, не вступая с ним в контакты.
5. Археология показала точность многих библейских пророчеств.
Типичные примеры — пророчества против Ниневии, Вавилона и Тира у Исаии. Также очень важно, что Исаия и другие пророки точно указывали на грядущего Мессию. Таким образом, библейская археология напоминает нам, что «изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1:21).
Археология многое сделала для того, чтобы продемонстрировать: Библия, в конечном итоге, была права. Древние записи о сотворении мира, Эдеме, всемирном потопе, людях-долгожителях и расселении народов – это не просто легенды. В процессе раскопок были обнаружены артефакты с записями о тех же событиях, но они зачастую имеют искажения или повреждены. Библейские повествования сохранились несравненно лучше и заслуживают абсолютного доверия: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» (Псалом 118:89).
Памятка, показывающая важность археологии относительно Библии
Превосходство – сотворение, потоп, вавилонская башня, Законы Моисея, псалмы Давида, подлинные пророки Израиля, учение Иисуса.
Обычаи – кража Рахилью глиняных богов; история Иосифа; религиозные практики; безжалостность ассирийцев; неизменные законы Мидян и Персов; регистрация на перепись во время рождения Иисуса.
Дополнительная информация – Моавитский камень; Ииуй и черный обелиск Салманасара; убийство ассирийского царя Сеннахирима; Валтасар, как соправитель со своим отцом Набонидом; новый взгляд на события Нового Завета благодаря свиткам Мертвого моря и другим рукописям и надписям.
Язык и языки – еврейский, арамейский и греческий. Попутно затронуты и другие, в том числе – египетский, хананейский, филистимский, вавилонский, персидский, латынь и ассирийский.
Пророчества – о библейских землях и народах, также и о Господе Иисусе Христе. Местный колорит и целостность пророчеств демонстрируют уникальность Библии.
Особенные события и люди – победа Саргона над Ашдодом (Исаия 20:1); смерть Сеннахирима (Исаия 37); Навуходоносор, царь вавилонский, воевавший против Иерусалима и Иудеи; различные правители (такие, как Ироды) названы верно (Евангелия и Деяния); перепись во времена Цезаря Августа.
1 Петра 3:15 призывает нас: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».
Это заповедь для христиан!
Примечания1 N. Osanai, A comparative study of the flood accounts in the Gilgamesh Epic and Genesis, www.answersingenesis.org/go/gilgamesh
2 Существовал еще и другой Ур на севере, упомянутый в табличках Эбла. Это же название часто применялось к другому городу. «Ур» Вулли на юге был городом Авраама.
3 Возможно, это не является исправлением ошибки переписчика, поскольку цифра 70 относится к числу потомков Иакова, ранее перечисленных в Книге Бытия 46. Таким образом, это может быть из-за исключения Иакова, двух его жен и двух наложниц, что дает число 75, о котором говорил Стефан. См. Eric Lyons, Jacob’s Journey to Egypt, Apologetics Press Website, Montgomery, Alabama, 2003, http://www.apologeticspress.org/articles/619.
4 W.F. Albright, History, Archaeology, and Christian Humanism, McGraw-Hill, New York, 1964, с. 35.
5 В книге Клиффорда Уилсона «Камни продолжают вопить» («Stones Still Shout» by Clifford Wilson) описаны многие другие интересные места из свитков Мертвого моря.
Уилсон Клиффорд scienceandapologetics.com
Д-р Уилсон получил степень доктора философии в экологии и общественной политике в Университете Джорджа Мейсона, Вирджиния за свои исследования репродуктивной экологии каролинской речной черепахи. До этого он получил степень бакалавра наук по специальности «Среднее образование/Биология» и магистра энтомологии в Университете Айдахо. С 2003 года он работает на факультете New Saint Andrews College в городе Москва, Айдахо, и в данный момент является старшим научным сотрудником в отделе естественной истории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий