суббота, 26 августа 2023 г.

Израильский прорыв в лечении рака крови

 https://detaly.co.il/izrailskij-proryv-v-lechenii-raka-krovi/

Израильский прорыв в лечении рака крови

Израиль вошел в клуб стран, обладающих собственной и самой современной технологией лечения онкогематологических заболеваний. С помощью CAR-T, перепрограммирования иммунных клеток больного, которые после этого атакуют опухоль, уже вылечили десятки больных, которым ничто иное не помогало. Израильская технология оказалась не только эффективнее, но и дешевле прочих. Ею уже заинтересовались за границей.

Разработали ее в медицинском центре «Хадасса Эйн-Керем» под руководством профессора Полины Степенски в сотрудничестве с профессором Сириллом Дж. Коэном из Университета Бар-Илан. Методика направлена против множественной миеломы. Это один из самых распространенных видов рака крови у взрослых, который крайне тяжело поддается лечению. Даже при самом современном подходе 46 из каждых 100 заболевших не проживут и пяти лет.

В клиническом исследовании в «Хадассе» приняли участие 74 больных множественной миеломой. Таких, кому не помогли ни химиотерапия, ни иммунотерапия, ни лучевая терапия, ни даже трансплантация костного мозга. А новая израильская методика CAR-T сработала.

«В общей сложности более 90% наших пациентов достигли ремиссии, самая продолжительная из которых длится уже около двух лет. Такой эффективности не получал еще никто в мире», – рассказывает «Деталям» профессор и заведующая отделением трансплантации костного мозга и иммунотерапии рака клиники «Хадасса» Полина Степенски.

Что такое CAR-Т

Множественная миелома возникает в костном мозге – кроветворном органе организма. Стволовые клетки крови, вместо того чтобы вырастать в некоторые виды иммунных клеток, например в макрофаги, остаются недоразвитыми, зато начинают неконтролируемо размножаться. Они накапливаются в костном мозге и конкурируют с нормальными клетками кроветворения. Это приводит к тому, что здоровых кроветворных клеток становится меньше, а в костном мозге появляются опухолевые очаги.

CAR-T – это способ натравить на аномальные клетки другой род войск нашего иммунитета – T-клетки. Отсюда и взялась буква Т в названии. А CAR значит «химерный антигенный рецептор» – приспособление, с помощью которого они распознают врага. Рецепторы T-клетки всегда настроены на какую-то конкретную жертву. И тут их искусственно перенастраивают, чтобы они атаковали опухоль.

Идея терапии CAR-T родилась в Израиле в 1980-х годах в лаборатории профессора Зелига Эшара в Институте имени Вейцмана. Однако внедрена и коммерциализована она была в Соединенных Штатах в 2017 году. Некоторые участники эксперимента живы и здоровы до сих пор. Сегодня методику применяют для лечения некоторых видов лимфом и лейкозов, а также множественной миеломы.

«Любой CAR разрабатывается индивидуально и нацелен на определенный антиген. При множественной миеломе антигеном является белок под названием BCMA», – объясняет Степенски.

Вначале у пациента забирают Т-клетки – для этого его подключают к специальной машине, умеющей отфильтровывать и забирать из крови какой-нибудь один конкретный ее компонент (в пунктах переливания крови с помощью похожего устройства забирают плазму и тромбоциты). Затем в лабораторных условиях к извлеченным Т-клеткам добавляется вирус, который модифицирует их гены и кодирует рецептор против раковых клеток. Через десять дней обработки модифицированные Т-лимфоциты возвращают обратно в организм того же пациента.

Перед этим больной проходит химиотерапию, чтобы уменьшить количество раковых клеток в организме. Запрограммированные Т-лимфоциты прикрепляются к раковым клеткам, которые пережили химиотерапию, и добивают их.

Во всех ныне используемых технологиях CAR-T против рака перепрограммируют Т-клетки, которые самой природой созданы для борьбы с опухолями. Но это не единственные иммунные клетки, которые борются с раком. Теоретически можно перепрограммировать не только этот вид лейкоцитов, а также макрофаги, моноциты или натуральные киллеры. Но Степенски уверена, что это гораздо менее эффективный метод борьбы.

Почему Израилю нужна своя методика CAR-T

Терапия CAR-T фактически доступна только в двух других странах – Китае и США. В 2018 году Европейское агентство впервые рекомендовало для одобрения в Европе препараты CAR-T: Kymriah от Novartis и Yescarta от Gilead Sciences. Но во многих странах Европейского союза они до сих пор недоступны. И главное препятствие – высокая цена препаратов.

В Китае такая терапия обходится пациенту в 60 тысяч долларов. Общая стоимость CAR-T в США достигает полумиллиона долларов, а в европейских странах – примерно 300 тысяч евро. Из-за высокой стоимости даже в этих странах лечение получают лишь 20% пациентов. Вот почему так важно было разработать собственный метод в Израиле.

Новая методика Степенски не только эффективна, но и гораздо более доступна, чем в США и Европе. В «Хадассе» обещают, что курс обойдется пациенту в 140 тысяч долларов.

Разработана собственная CAR-T-технология в Израиле была в рекордно короткие сроки – всего за три года. За это время команда Степенски провела эксперименты на животных и людях, создала лабораторию и наладила весь процесс производства. Сегодня Полина Степански планирует начать клиническое исследование в США, чтобы получить одобрение Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) в течение года и выйти на американский рынок.

«Последовательность нуклеотидов, которая определяет структуру и функцию гена CAR, – это наша уникальная последовательность, которую мы создали и разработали сами. У нас есть на нее патент. Все эксперименты, подтверждающую концепцию, мы провели у себя в медицинском центре Университета «Хадасса». Мы смогли изменить гены CAR внутри Т-лимфоцитов, чтобы помочь иммунным клеткам атаковать рак. Это сделано нами, запатентовано нами. И это дало возможность продать лицензию на наш патент американской компании IMMX Bio», – рассказывает Степенски.

Медицинский центр «Хадасса» стал первым и пока единственным учреждением в Израиле, которое разрабатывает, производит и предоставляет лечение CAR-T. Сегодня в списке ожидания – около 200 человек со всего мира.

«В неделю мы можем взять на лечение не более одного пациента. Мы ведь сами производим эти клетки для каждого пациента в стерильных комнатах созданной нами лаборатории. Поскольку лечение проводится в рамках клинического испытания, стараемся не рисковать. Но у нас есть план дальнейшей оптимизации процесса, чтобы увеличить количество обслуживаемых пациентов, – делится Степенски. – И сегодня мы уже начали работать над другим антигеном множественной миеломы, для еще более эффективного лечения».

Анастасия Адаховская «Детали»

Комментариев нет:

Отправить комментарий