воскресенье, 9 января 2022 г.

FAO: Рост цен на продовольствие не остановить

 https://svpressa.ru/economy/article/321397/?utm_source=finobzor.ru

FAO: Рост цен на продовольствие не остановить

Глобальная экономика в ближайшее время вернётся к товарно-обменным отношениям

Согласно информации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agriculture Organization — FAO), за 2021 год индекс продовольственных цен в целом по планете вырос на 28%. Ни о каком снижении стоимости еды нет и речи, более того, прогнозируется дальнейший рост цен.

«Несмотря на то, что в связи с высокими ценами ожидается увеличение производства, высокая стоимость ресурсов, продолжающаяся глобальная пандемия и все более неопределенные климатические условия оставляют мало места для оптимизма в отношении возвращения к более стабильным рыночным условиям даже в 2022 году», — считает старший сотрудник экономист Абдолреза Аббасиан.

Собственно, вот и вся логика. Доклад короткий, лежит в открытом доступе, прочитать его может каждый. И составить своё мнение о FAO. В том числе нужна ли таковая в принципе, зачем страны-члены ООН, включая Россию, содержат данную структуру.

Логические построение впечатляют. Либо в FAO работают клинические идиоты, либо просто жулики, которые намеренно замалчивают реальное положение дел. Первый вариант маловероятен, так как добрые люди давно бы вызвали «скорую». Посему без вариантов…

Если руководствоваться логикой «классического» капитализма, то столь высокий рост цен должен быть следствием аналогичного (или сопоставимого) увеличения спроса. Причём спроса — не абы какого, а платёжеспособного. Понятное дело, нищие африканцы сожрут всё, а что не сожрут, то перегонят на алкоголь. Но купить они это не в состоянии, так как очень не любят работать. Такой вот денежно-половой кризис локального значения.

В цивилизованных регионах планеты потребление стабилизировано, резких колебаний спроса нет. Более того, в связи с ростом цена на ЖКХ в том же Евросоюзе у людей остаётся всё меньше средств на то, чтобы пошиковать. То есть побаловать себя обильной и разнообразной едой.

В той же Германии продовольствие по соотношению с зарплатами гораздо доступней, чем в России, а хорошо покушать немцы любят. И запить это солидным количеством пива. Наши бывшие соотечественники, русские немцы, ничем от «немецких немцев» не отличаются. Более того, они даже переживают рост цен куда спокойней!

«Я в курсе, как растут цены на продукты в России, у нас пока темпы поменьше. Но всё равно неприятно. Прежде всего, потому, что никаких предпосылок для этого нет. В стране с сельским хозяйством всё отлично, неурожаев нет, всего избыток. На еде тут экономить не принято, это не к нам, а через западную границу. Французы патологически жадные, да, уже экономят. Нам, пережившим 90-е, этот рост цен кажется смехотворным. Хотя с какого перепуга подорожали те же бананы, причём существенно, в два раза? Кому они нужны?» — возмущается один наш бывший соотечественник.

Действительно, цены на бананы выросли до 1,6 евро за килограмм. Правда, по «акциям» их продают за 1,29 евро — а то никто вообще не берёт. Этот фрукт в Германии не особо популярный, выручало лишь то, что он был самый дешёвый. Но теперь это уже в прошлом.

С бананами на планете полный порядок. В Индии — крупнейшем экспрортёре данного товара — колоссальное перепроизводство, цены упали в два-три раза.

«Я работаю в этом бизнесе с 1976 года. Такого падения цен раньше не было, по крайней мере, за последние 10 лет точно», — говорит президент индийской ассоциации торговцев бананами К.Пурушотхам.

В Эквадоре, наоборот, некоторый неурожай, но там этому только рады. Даже в такой ситуации фрукты девать некуда, цены экспортных поставок зафиксированы, а стоимость доставки выросла. На каждом килограмме бананов крестьяне несут убытки.

«Фрахтовые ставки удвоились, а в некоторых случаях даже утроились. Существует также много ограничений на доступность контейнеров, той легкости, которую мы имели в прошлом, чтобы получить место, сейчас уже нет. При запросе места грузоотправители зачастую могут получить только 40−50% нужного объема», — жалуется представитель эквадорской компании Gina Fruit Хьюго Кастро.

Грузовых судов меньше тоже не стало, просто кто-то резко задрал цены. Индекс WCI (World Container Index, стоимость перевозки одного 40-футового контейнера — FEU — по восьми основным маршрутам между США, ЕС и Азией) по состоянию на вторую половину ноября 2021 года составил $9146, рост за год — 238%! Цены доходили до $10 377 за FEU, тогда как средний за пять лет показатель составил $2650.

Более того, цены продолжают расти, по ряду маршрутов (в основном из Китая в Евросоюз) отмечены цены на уровне $16 000-$17 000 за FEU!

Действительно, имеет место сговор перевозчиков.

Однако возник он отнюдь не на пустом месте. Объективные причины, про которые так любят писать различные аналитики — карантины и иные ковид-ограничения в портах, — сильно ударили по отрасли, это факт. Разрывы логистических цепочек и отложенный спрос имеют место, «коронобесие» нанесло глобальной экономике колоссальный ущерб. По сути, этой глобальности больше нет.

В Эквадоре, наоборот, некоторый неурожай, но там этому только рады. Даже в такой ситуации фрукты девать некуда, цены экспортных поставок зафиксированы, а стоимость доставки выросла. На каждом килограмме бананов крестьяне несут убытки.

«Фрахтовые ставки удвоились, а в некоторых случаях даже утроились. Существует также много ограничений на доступность контейнеров, той легкости, которую мы имели в прошлом, чтобы получить место, сейчас уже нет. При запросе места грузоотправители зачастую могут получить только 40−50% нужного объема», — жалуется представитель эквадорской компании Gina Fruit Хьюго Кастро.

Грузовых судов меньше тоже не стало, просто кто-то резко задрал цены. Индекс WCI (World Container Index, стоимость перевозки одного 40-футового контейнера — FEU — по восьми основным маршрутам между США, ЕС и Азией) по состоянию на вторую половину ноября 2021 года составил $9146, рост за год — 238%! Цены доходили до $10 377 за FEU, тогда как средний за пять лет показатель составил $2650.

Более того, цены продолжают расти, по ряду маршрутов (в основном из Китая в Евросоюз) отмечены цены на уровне $16 000-$17 000 за FEU!

Действительно, имеет место сговор перевозчиков. Однако возник он отнюдь не на пустом месте. Объективные причины, про которые так любят писать различные аналитики — карантины и иные ковид-ограничения в портах, — сильно ударили по отрасли, это факт. Разрывы логистических цепочек и отложенный спрос имеют место, «коронобесие» нанесло глобальной экономике колоссальный ущерб. По сути, этой глобальности больше нет.

Русь останется у разбитого корыта — с истощёнными недрами, загаженной природой, украденными финансами, уничтоженной наукой и промышленностью, с деградирующим безграмотным населением. При этом поток денег в госбюджет прекратится. Всё, баста, карапузики, лафа кончилась!

Пока ещё не поздно, деньги есть, вывели не всё. Хотя темпы перекачки капиталов на Запад растут. Но можно взять на вооружение китайские методы и их вернуть. Построить заводы и фабрики, возродить науку, образование и медицину. Тогда выживем. Иначе — нет.

Что же касается цен на продовольствие, то их госрегулирование в глобальном масштабе, точнее, в каждой стране по отдельности — это неизбежное будущее. Еды более чем достаточно, а спекулянты всем начинают всё больше надоедать.

Сразу после Нового, 2022 года, 3 января, администрация Байдена заявила о чрезмерной концентрации в мясной промышленности США. И наметила план реформ. Будет создан единый онлайн-портал Министерства юстиции и Министерства сельского хозяйства США для сообщений о нарушениях антимонопольного законодательства в мясоперерабатывающий отрасли с целью пресечения ценовых сговоров. Плюс планируется поддержка «независимых» мясопереработчиков и мелких производителей мяса. Всё грамотно делают!

Иван Рыбин




Комментариев нет:

Отправить комментарий