четверг, 20 января 2022 г.

Суэц-2 Россия не потянет: «Северный морской путь» подвел Путина

 https://svpressa.ru/economy/article/322416/?utm_source=finobzor.ru

Суэц-2 Россия не потянет: «Северный морской путь» подвел Путина

Потенциал арктического маршрута ограничен не только сложными условиями, но и борьбой ведомств вокруг него


Анна Седова

Глава «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что 20 судов оказались заблокированными во льдах Арктики в конце 2021 года из-за несогласованности действий с Минтрансом, поэтому администрирование Северного морского пути (СМП) должно полностью перейти к госкорпорации.

«Росатом» стал инфраструктурным оператором СМП в 2018 году. Предполагалось, что госкорпорация заберет ряд функций от Минтранса и будет отвечать за судоходство, навигацию, порты и энергетику пути, но Минтранс выступил против сокращения своих полномочий. Ведомству удалось сохранить за собой право выдачи разрешений на проход судов по Севморпути, а атомной монополии отошли функции по развитию инфраструктуры на этом маршруте.

На практике оказалось, что такое разделение обязанностей порой приводит к неприятным последствиям. 19 ноября стало известно, что на СМП образовалась «пробка» — караван судов с северным завозом был отправлен без ледокольного сопровождения и оказался заблокирован в тяжелых ледовых условиях. Как рассказал Лихачев в интервью РБК, в «Росатоме» об этом узнавали едва ли не из СМИ. После ЧП пришлось экстренно направлять три ледокола для вывода судов из затора, причем для этого их сняли с других работ, согласованных с частными компаниями, например, НОВАТЭК и «Норникелем». В результате караван был выведен только 7 декабря.

Несмотря на этот инцидент, который продемонстрировал всю сложность использования Севморпути, в «Росатоме» убеждены, что он к 2035 году сможет стать полноценным национальным и международным транспортным коридором, который будет конкурировать с маршрутом через Суэцкий канал. Транзит из Европы в Азию по СМП, по подсчетам экспертов госкорпорации, будет на 19 дней быстрее и на 20−25% дешевле.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Рубль замер, ожидая похоронный марш, который скоро исполнит МинфинРубль замер, ожидая похоронный марш, который скоро исполнит МинфинПочему россияне не верят в стабильность курса национальной валюты?

К 2024 году грузопоток по этой магистрали должен вырасти более чем вдвое, до 80 млн. тонн в год, согласно майскому указу Владимира Путина от 2018 года. В 2021 году грузопоток составил 34,85 млн. т. Он может быть увеличен за счет проектов НОВАТЭК по производству сжиженного природного газа (СПГ), «Востокугля» Романа Троценко и нового мегапроекта «Роснефти» «Восток Ойл».

«Свободная пресса» также писала о строительстве компанией Троценко нового порта «Индига» на Баренцевом море, который будет рассчитан на 80 млн. тонн грузов в год и о подведении к нему железной дороги.

Зарубежные эксперты оценивают перспективы Северного морского пути менее оптимистично. Директор и научный руководитель Института экономики морских перевозок и логистики в Бремене Буркхард Лемпер считает, что производственные издержки на северном маршруте оказываются существенно выше, чем на южном. Ледокольная проводка грузов заметно повышает стоимость транзита, к тому же, снижается скорость движения контейнеровозов, так что хотя длина маршрута сокращается, время пребывания в пути увеличивается, а каждый день работы таких судов стоит очень дорого.

Доцент кафедры «Нефтегазотрейдинга и логистики» Губкинского университета и кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте» МАДИ, к.э.н. Андрей Голубчик считает, что развитие Северного морского пути перспективно, но нужно реалистично оценивать его потенциал.

— Северный морской путь — это наш политический фетиш, национальная идея-фикс. Помимо того, что мы в советские годы традиционно обеспечивали этим путем то немногочисленное население, что там обитало, лет 15−20 назад у нас начали говорить о том, что это транзитный маршрут, который может составить конкуренцию Суэцкому каналу.

Конечно, на самом деле ни о какой конкуренции речи быть не может, а вот о перевозках грузах — вполне. Мы видим, что объемы перевозок регулярно растут. Но транзит, о котором грезят наши теоретики от транспорта, невозможен, потому что нелогично гнать тяжелым, очень сложным и не всегда предсказуемым северным маршрутом дорогостоящие грузы. Для этого нужно быть или очень большим оптимистом, или не дружить с головой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий