Очередное заседание парламентской комиссии по "ковиду" протекало бурно. На этот раз так и не смещенная за прошлые "прегрешения" председательница комиссии Ифат Шаша-Битон решила выяснить, действительно ли все, кто перечислен в статистике смертности, умирают именно от "ковида".Возможно, на выбор темы заседания повлияла информация о том, что "ковид" как единственная причина смерти стоит в свидетельствах о смерти только у 9700 американцев из 180 тысяч "умерших от ковида". Как выяснилось впоследствии, толки в США о том, что в реальности "только 6% действительно умерли от коронавируса", не совсем верны. "Ковид" указан как основная причина смерти в 92% свидетельств, даже если наряду с ним там перечислены и другие заболевания – вроде диабета и респираторных заболеваний. Но дополнительное сомнение в умах обывателей эта информация все равно посеяла.Кроме того, подоспел и отчет израильского ЦСБ, согласно которому общая смертность в Израиле ничуть не выросла. За первое полугодие в 2020 году умерли 27.500 человек, в 2019 – 27.550. В период с марта по июль в прошлом и в этом году количество умерших в стране было тоже практически идентичным.
"К нам поступает много свидетельств о людях, которые умерли по другим причинам, например, при несчастных случаях, но у них в организме был обнаружен коронавирус, и их вносят в статистику", – объяснила председательница комиссии.Депутаты озадачены и вопросом о том, как сравнивать и оценивать число зараженных, поскольку неясно от чего оно зависит – от объективного роста заболеваемости или просто от охвата проверок. И даже когда наблюдается рост процента зараженных от общего числа проверенных, тоже неясно, какую роль играют в этом технические факторы. Ведь если проводить больше проверок среди групп населения с заведомо меньшей вероятностью заражения, то и процент выявляемых зараженных будет меньше. Если же перенести основную массу проверок в те места, где вероятность заражения выше, доля выявляемых больных увеличится. При этом и в том и в другом случае население воспринимает эту статистику как характерную в целом для страны. На этой статистике основаны выступления политиков и чиновников, которые также козыряют данными цифрами как "ситуацией в целом".
Ифат Шаша-Битон, которая, несмотря на членство в "Ликуде", гнет в комиссии "либеральную линию", больше напоминающую оппозиционную политическую позицию, сказала на заседании: "Уже довольно долгое время над нами витает угроза общей блокады, и аргументы такие, что этого требует эпидемиологическая ситуация. Но если углубиться в данные, то картина далеко не столь драматична".
Представители Минздрава не сумели дать внятных ответов на вопрос о том, как составляется статистика смертности, кроме того, что "если у человека есть в организме вирус и легочные заболевания, он точно записывается как умерший от коронавируса".
Все это дало повод членам комиссии, включая саму Шашу-Битон, представителей от "Кахоль-лавана" и от оппозиции, упрекнуть Минздрав в непрозрачности данных и в запугивании общества вопреки объективным данным.
Вместе с тем, правительство после закона о чрезвычайной ситуации больше не нуждается в "милостях Кнессета", чтобы принимать решения относительно ограничений. Теперь парламентарии утверждают исключительно само наличие чрезвычайного положения сроком на три месяца, а правительство в рамках этого положения само решает, что вводить и что отменять.
С завтрашнего дня в 40 "красных" населенных пунктах введен ночной комендантский час, по преимуществу речь идет об арабских и ультраортодоксальных поселках, а также о нескольких крупных городах – Ашдод, Ашкелон, Эйлат, Сдерот и Нетивот. Мэр Эйлата сегодня объявил, что не понимает, почему главный израильский курорт оказался в "красном списке". В прессе тоже циркулируют слухи о том, что в правительстве решили "разбавить" список, состоявший из арабских и религиозных населенных пунктов, большими городами, чтобы арабам и ультраортодоксам было не так обидно и чтобы у них не было формального повода для возмущения.
Вместе с тем, в рамках программы "Светофор" критерии, по которым населенные пункты попадают в список "красных", определены довольно четко – это уровень прироста новых больных, доля зараженных от общего числа проверяемых и доля больных от общего населения.
Известно также, что, несмотря на определенную непрозрачность данных, число зараженных "ковидом" в Израиле действительно высоко, и что этот вирус провоцирует серьезные осложнения в группах риска, чреватые комой и смертью.
Как правило, в таких случаях руководствуются не текущей статистикой, а угрозой расширения эпидемии, возможностью дальнейших мутаций вируса, массового заражения в группах риска и т. п. То есть действуют исходя из неблагоприятных сценариев. Поэтому позиция парламентской комиссии по "ковиду", настойчиво и последовательно пытающейся доказать "несерьезность" эпидемии и ставящей палки в колеса правительству, выглядит не слишком солидно.
Это не отменяет того, что к Минздраву и правительству тоже имеется много вопросов по поводу необоснованных статистических выкладок, хаотичности решений и неупорядоченности работы
Комментариев нет:
Отправить комментарий