https://detaly.co.il/u-izrailskoj-oboronki-ogromnye-perspektivy-chto-prodaem/
У израильской «оборонки» огромные перспективы. Что продаем?
Европа начинает большое перевооружение. И одновременно старается снизить зависимость от США. Это открывает огромные перспективы для израильского ВПК. Какие его продукты могут заинтересовать европейских покупателей, выясняли «Детали».
6 марта страны Европы согласовали план милитаризации континента на 800 млрд евро. Конкретики пока нет, известны только общие суммы. Европейцы планируют привлечь 650 млрд бюджетных и 150 млрд заемных средств. Плюс Германия утвердила собственную программу перевооружения на 200 млрд евро.
На фоне разговоров об оборонных закупках рыночная стоимость немецкой Rheinmetall Group подскочила более чем на 500% за месяц. Стоит ли ждать чего-то похожего израильскому ВПК?
Пятые в Европе
На днях Стокгольмский институт исследования проблем мира опубликовал новый доклад о ситуации на международном рынке вооружений. Он демонстрирует, что за последние 5 лет (2020-2024 гг.) европейские страны-члены НАТО удвоили импорт оружия по сравнению с 2015-2019 годами.
За это время доля главного поставщика, США, стабильно росла: с 52% до 64% всех поставок из-за рубежа. Второе и третье места поделили Франция и Южная Корея (по 6,5%), четвертой шла Германия (4,7%), а Израиль с 3,9% поставок занял почетное пятое место по вооружению Европы. Это больше, чем израильская доля на мировом рынке вооружений, которая составляет 3,2%.
Израиль второй по значимости поставщик оружия для Великобритании (там на израильские системы приходятся 6,9% закупок) и Германии (13%). При этом в израильском экспорте Европа не далеко не главная. Три основных покупателя — это Индия (34%), США (13%) и Филиппины (8,1%). Но это сейчас, до перевооружения европейского континента. А оно способно изменить многое.
Хотя подробностей этих планов пока нет, однозначно можно сказать, что упор будет сделан на наземные силы и системы ПВО. И там, и там Израиль может предложить качественные, опробованные в реальном бою, а иногда – просто незаменимые вооружения, уверен доктор Александр Бурилков из Университета Лейфана в Люнебурге, эксперт в области оружейных рынков и европейской безопасности.
Для танков и против танков
Сухопутная армия – это бронетехника и средства борьбы с ней.
— Германия собирается наращивать производство БМП Puma. А все они оснащены израильскими противотанковыми системами Spike. Значит, Израиль получит дополнительные заказы, — рассуждает доктор Бурилков.
— Это уникальная ракета: для ее запуска даже не обязательно видеть цель. Достаточно выпустить, и она сама найдет. Единственный эквивалент – последняя иранская модификация российского ПТРК «Корнет», — объясняет Бурилков. — И БМП дело не ограничится. Хорошие противотанковые системы – основа современной наземной армии.
Другая важная составляющая, как показала война в Украине, это ударные дроны.
— У Израиля есть хорошие беспилотники в той же нише, что российские «Ланцеты». Европе придется покупать или производить около 2000 таких систем в год, потому что Россия производит около 1800, — констатирует доктор Бурилков.
Впрочем, дроны пока не заменили артиллерию. И любая европейская программа перевооружения будет включать закупку артиллерийских систем. Хороших гаубиц у европейских стран хватает. Тут и немецкие, и французские и шведские модели. Что не помешало Дании в 2023 году заказать 18 израильских САУ ATMOS 2000. Но куда перспективней для экспорта в Европу ракетная артиллерия.
— Сейчас в европейских странах лидируют американские HIMARS. Но если искать им альтернативу, то остаются только 2 варианта, — объясняет доктор Бурилков. — Южная Корея продает очень дорогие установки K239 Chunmoo. А можно поискать что-то более эффективное. И тогда лучшая возможность на рынке — израильские PULS (Precise & Universal Launching System) ELBIT. Я знаю, что к ним уже сейчас проявляют интерес в Германии и Австрии.
Наконец, Израиль — обладатель хорошо себя проявившей в бою системы активной защиты бронетехники «Меиль руах». Кроме нее хоть как-то проверена реальным боем только российская «Арена». И не с такими впечатляющими результатами. Экспортный вариант «Меиль руах» называется Trophy и уже сейчас активно используется в танках Leopard последних модификаций. Больше танков — больше израильских систем.
Защита неба
Но главное конкурентное преимущество Израиля — это системы ПВО. В 2023 году именно на них пришлось более трети израильского оружейного экспорта. Резкий скачок произошел во время войны «Железных мечей», когда ЦАХАЛ успешно перехватывал сперва йеменские, а потом и иранские ракеты.
Из всей многослойной израильской системы ПВО Европе неинтересен только «Железный купол». Он все-таки предназначен против ракет, запускаемых террористами, и вряд ли защитит от современного российского оружия.
Зато все остальное имеет серьезные перспективы. А некоторые израильские системы просто уникальны. Прежде всего, конечно, это «Хец-3», умеющие перехватывать баллистические ракеты в космосе.
В августе 2023 года Германия подписала контракт на покупку у Израиля «Хец-3» на 3,5 млрд долларов. Это оборонная сделка стала крупнейшей в истории Израиля. В ноябре 2024 года заключили дополнительный контракт.
— Таких систем с сопоставимыми характеристиками только две. Есть THAAD, но США их не экспортируют, — объясняет Александр Бурилков. — И есть «Хец-3». Это дорогие системы. Но ничего другого на рынке нет. Германия их заказала. А это означает и обслуживание в будущем, и покупку ракет.
А как же Patriot PAC-3, который перехватывал «Искандеры» в украинском небе? Тоже ведь эффективная система против баллистики.
— Patriot не совсем конкурент «Хец-3». Он скорее аналог «Пращи Давида», — говорит доктор Бурилков. — THAAD и «Хец-3» оснащены гораздо более мощными радарами и имеют больший радиус действия. Благодаря этому они могут перехватывать баллистические ракеты в космосе или даже при наборе высоты. Patriot делает это на конечном участке полета, где поразить цель гораздо труднее.
Поэтому именно против баллистики Patriot PAC-3 не так эффективен. Его коэффициент перехвата «Искандера» – около 25%, против «Кинжала» («Искандера» воздушного базирования) еще ниже, объясняет доктор Бурилков.
Но и эта ниша очень важна. И в ней также положение израильского ВПК почти уникальное. Для западных стран, которые, конечно, не будут покупать ПВО в России и Китае, выбор невелик.
— Есть Patriot и американский же SM-6, но он не продается. А если вы не хотите покупать Patriot, то остаются только французские SAMP/T и «Праща Давида», — рассказывает Александр Бурилков.
В 2023 году эти израильские комплексы закупила Финляндия. Сумма контракта составила 345 млн долларов.
Наконец, многие страны с интересом ждут окончания испытаний лазерной системы ПВО «Маген Ор». Лазер может многократно упростить и удешевить защиту от дронов. Казалось бы, у европейцев в разработки аналог – британский зенитный лазер Dragonfire.
— Проблема в том, что британская военная промышленность медленная, мощности ее ограничены. И Dragonfire сейчас на той же стадии испытаний, что и израильский лазер, — объясняет доктор Бурилков. — Если «Маген Ор» покажет себя в бою и пойдет на экспорт, он будет очень востребован, особенно в Восточной Европе.
Америке на замену
— Рассуждая о перспективах израильских поставок, надо иметь в виду американский режим регуляции оружейного экспорта ITAR. Он устанавливается госдепом США и позволяет ограничивать поставки не только американской военной продукции, но и оружия, содержащего американские компоненты, — отмечает Александр Бурилков.
Американские компоненты есть практически в любом израильском оружии. И не только в израильском. Например, истребители Eurofighter содержат примерно 20% компонентов из США, шведские Gripen — все 45%, объясняет эксперт. Но ITAR бывает нескольких категорий, и для американского оружия регуляция гораздо строже, чем для оружия с американскими компонентами.
— С политической точки зрения, это разница между самостоятельным решением США запретить экспорт и необходимостью оказывать давление на Израиль, чтобы он не подписывал экспортный контракт, — рассказывает доктор Бурилков. — В этой связи важно понимать, к чему будут стремиться европейские покупатели: отказаться от американского оружия, например, от самолетов F-35, или от оружия с американскими компонентами тоже. Сейчас в Европе беспокоятся скорее о полностью американском оружии.
Единственная европейская страна, которая принципиально избегает любых компонентов из США, это Франция. Но ее ВПК не способны обеспечить всю Европу. Кроме того, даже французы отступают от этих строгих правил, если дело касается совместных разработок. Того же Eurofighter, например.
Ну а если говорить об израильских оружейных компонентах, то многие из них полностью свободны от ограничений ITAR. И это — большое преимущество для европейских оружейников. Ведь США не смогут ограничивать дальнейших экспорт готовых изделий куда бы то ни было, будь то Индия, будь то Украина.
А как же антиизраильские настроения в Европе? Ведь европейские страны одна за другой ограничивают поставки оружия в Израиль. Но, как показало недавнее расследование «Шомрим», даже самые ярые критики Иерусалима, такие как Испания, продолжают покупать израильское оружие.
— Для Германии, Польши, для большинства стран континента это точно не проблема, — уверен Александр Бурилков. — Какие-то ограничения могла бы ввести Испания. Но она не является важным участником будущего перевооружения и слишком далеко от России.
Еще один постоянный критик Израиля — Норвегия. Но оборонительная стратегия этой страны строится на флоте. Наземная граница с Россией у Норвегии небольшая, со сложным рельефом и климатом, объясняет доктор Бурилков. Если норвежцы и покупают наземную технику, то только подходящую для условий Арктики. А это точно не израильская специализация.
Комментариев нет:
Отправить комментарий