понедельник, 6 мая 2024 г.

За кулисами назначения нового начальника военной разведки

Начальник Генерального штаба Герци Халеви уже семь месяцев готовит себе почву для того, чтобы остаться в должности. Всякий раз, когда в его адрес раздается критика, он появляется перед телекамерами в зоне боевых действий и общается с солдатами или обращается ко всему обществу. Но в тот момент, когда Халеви, несмотря на исторический провал армии 7 октября, почувствовал себя достаточно уверенно для того, чтобы произвести очередные назначения в Генштабе, что-то пошло не так.

Земля задрожала в канун праздника Песах, когда начальник военной разведки генерал-майор Аарон Халива сообщил о своем решении уйти в отставку. Вскоре после этого стало известно, что его наиболее вероятным преемником является бригадный генерал Шломи Биндер, начальник оперативного управления Генштаба ЦАХАЛа.

Это кадровое решение начальника Генерального штаба вызывало недоумение у многих высокопоставленных офицеров. Во-первых, Биндер имеет непосредственное отношение к событиям 7 октября, и это по-прежнему вызывает вопросы. Во-вторых, руководство военной разведкой станет для него первой должностью, которую в соответствии с штатным расписанием должен занимать генерал-майор.

Но вскоре пыль осела, и все прояснилось. Халеви и Биндера связывает давнее личное знакомство, начавшееся еще со времен службы в спецназе Генштаба. Халеви было важно, чтобы освободившееся после ухода Халивы место занял его человек, а не кандидат следующего начальника Генштаба. Хотя, вместе с тем, нужно отметить, что некоторые генералы поддерживают назначение Биндера.

Критика в адрес начальника Генштаба усилилась на прошлой неделе, когда начальник пресс-службы ЦАХАЛа официально сообщил об утверждении Биндера в новой должности. Министр обороны Йоав Галант поддержал решение Халеви, а премьер-министр Биньямин Нетаниягу не выразил никаких возражений.


Однако высокопоставленные офицеры подвергают критике действия Халеви в течение последнего месяца, в том числе, назначение нового начальника разведуправления Генштаба. По их мнению, Биндер должен ответить на ряд серьезных вопросов, связанных с 7 октября. Необходимо понять, как он, будучи начальником оперативного управления ЦАХАЛа, отнесся к сообщениям разведки в ночь, предшествующую нападению ХАМАСа, и каков был его план оперативных действий на территории, находящейся в зоне ответственности бригады «Газа». Суть должности Биндера заключалась в разъяснении разведданных командирам на местах и в их подготовке к отражению возможной угрозы.

Кроме того, высокопоставленные офицеры критикуют поспешность, с которой Халеви принял свое решение. Из текста прошения Аарона Халивы об отставке следует, что он собирался сдать дела через несколько месяцев. Зачем же начальнику Генштаба нужно было так спешить? Разве не лучше было бы дождаться окончания внутриармейских расследований, в том числе действий оперативного управления ЦАХАЛа, и только после этого перейти к упорядоченной передаче должностей?

Стоит отметить, что преемник Биндера, фактически уже покинувшего свой пост, еще не назначен. А может быть, кто-то планирует организовать для оперативного управления ЦАХАЛа такое расследование, которое полностью оправдает продвижение по службе его бывшего начальника?

Кроме того, высокопоставленные офицеры отмечают, что разведуправление Генштаба, как и прочие разведывательные службы, потерпело провал 7 октября, однако после этого добилось немалых достижений. Военная разведка доказала свою способность эффективно функционировать в самых трудных условиях, в том числе, во время проведения наземной операции в секторе Газа, организации точечных ликвидаций, подготовки масштабных атак на территории Ливана и некоторых других государств. Ни у кого не вызывает сомнений, что разведуправление Генштаба не рухнуло вследствие удара 7 октября и сумело встать на ноги.

Зачем же нужно прямо сейчас менять начальника военной разведки – при сохранении сложной ситуации и в канун возможной сделки об освобождении части заложников? Когда на повестке дня стоит проведение наземной операции в Рафиахе? А продолжающиеся ежедневно столкновения на северной границе могут стремительно перерасти в полномасштабную войну с «Хизбаллой».

Кроме того, как известно, существуют и другие вероятные арены боевых действий. И, если уж начинать все по новой, может быть, стоит начать с самого начальника Генштаба? Поэтому в верхушке ЦАХАЛа и других сил безопасности нарастает раздражение поведением Халеви.

Сейчас в этом деле может произойти поворот. Семьи находящихся в секторе Газа заложников собираются подать иск в БАГАЦ против назначения Шломи Биндера на пост начальника военной разведки. В армии это намерение воспринимают с явной тревогой. Вдруг все осознали, что Халеви своим решением вверг Биндера в эпицентр общественной бури. Если раньше действия оперативного управления ЦАХАЛа 7 октября не привлекали к себе особого внимания, то теперь их рассматривают под увеличительным стеклом. Биндер вступает в должность при отсутствии широкого консенсуса. Он занимает пост, который является сейчас самым чувствительным в армии – сразу же после начальника Генштаба. В результате ЦАХАЛ снова должен готовиться к отражению удара – на этот раз не извне, а изнутри.

Амир Бохбот, Walla

Комментариев нет:

Отправить комментарий