https://topwar.ru/178422-bespilotnye-letatelnye-apparaty-izrailja-prichiny-liderstva.html
Беспилотные летательные аппараты Израиля: причины лидерстваЛегкий разведывательный БПЛА IAI Bird-Eye 650. Фото IAI
Мировым лидером в области беспилотных авиационных комплексов военного назначения заслуженно считается Израиль. Его компании непрерывно разрабатывают новые образцы такой техники разных классов, предлагают и реализуют оригинальные концепции. На вооружении Армии обороны Израиля уже состоят сотни БПЛА разных типов, а ряд образцов поставляется на экспорт и обеспечивает своей стране первое место на мировом рынке.
Израильские работы по теме БПЛА стартовали в начале семидесятых годов, продолжаются уже полвека и, по-видимому, никогда не прекратятся. Изначально речь шла только о легких разведывательных аппаратах и радиоуправляемых мишенях. Затем осваивались другие направления и концепции, как уже известные, так и предложенные самостоятельно. В результате этого к настоящему времени разработки Израиля в области БПЛА закрывают все основные классы и ниши.
В области БПЛА работает большое количество компаний с разными компетенциями. При этом основную массу проектов и серийной продукции создают лишь несколько наиболее крупных. Основным производителем такой техники является концерн Israel Aerospace Industries. На втором месте компания Elbit Systems. Другие израильские организации пока не могут похвастать схожими инженерными и коммерческими успехами.
Израильские компании почти полностью обеспечивают нужды АОИ в БПЛА. Закупки зарубежной техники минимальны и имеют место только в отдельных классах. При этом принимаются меры по импортозамещению иностранных комплексов и созданию собственных аналогов – зачастую успешные.
Со своими разработками компании успешно выходят на международный рынок. Солидный опыт и высокое качество продукции, нередко опережающей зарубежных конкурентов по характеристикам, позволяют регулярно выигрывать тендеры и получать заказы. В зависимости от требований заказчика, израильские компании поставляют готовые комплексы или сборочные комплекты, а также предоставляют лицензии на производство. К настоящему времени покупателями израильских БПЛА стали более 50 стран мира. В последние годы Израиль занимает ок. 40% рынка беспилотников.
На вооружении АОИ состоит несколько сотен БПЛА разных классов; точное их число и разбивка по типам не раскрываются из соображений секретности. Одним из основных эксплуатантов беспилотников являются сухопутные войска. Их подразделения располагают крупным парком разнотипных беспилотных комплексов. Большую его часть составляют разведывательные БПЛА сверхлегкого и легкого классов. Также армии поставляются т.н. барражирующие боеприпасы – разведывательно-ударные системы, способные вести разведку и поражать цель собственной боевой частью.
БПЛА разных классов используются всеми родами войск. Мотопехотные и танковые подразделения с их помощью ведут разведку позиций противника; с той же целью БПЛА применяют спецподразделения. Пехота и спецназ, при необходимости, запускают барражирующие боеприпасы. Артиллерийские части используют беспилотники в качестве основного средства обнаружения целей и корректировки огня.
Широкое распространение в армии получили БПЛА серии Bird-Eye от IAI. Эта линейка включает четыре изделия с взлетной массой от 1,3 до 8,5 кг, способные вести разведку на дальностях до 10 км от оператора. В последние годы на вооружение поступают и более компактные образцы, такие как IAI Ghost и т.д. Остаются на вооружении легкие БПЛА IAI Skylark I и средние Skylark II/III.
Считается, что именно Израиль сформировал и впервые реализовал современную концепцию барражирующего боеприпаса. Как следствие, на вооружении сухопутных войск АОИ состоят несколько комплексов этого класса. Первым появился Harpy разработки IAI. Это 135-кг беспилотник с БЧ массой 32 кг, способный пролететь 500 км. Более новый БПЛА Harop легче и несет 23-кг БЧ, но показывает дальность 1000 км.
Компанией UVision разработаны семь боеприпасов легкого класса семейства Hero. По своим характеристикам они уступают более крупным Harpy и Harop, но это обеспечивает большую гибкость применения боевых БПЛА. Так, изделие Hero 30 весит всего 3 кг, несет БЧ массой 500 г и летит на дальность до 40 км. Самый крупный представитель линейки, Hero 900 остается в воздухе до 7 ч, несет 20-кг БЧ и способен вести патрулирование в радиусе 250 км от оператора. Некоторые из изделий Hero приняты в опытную эксплуатацию.
У израильских сухопутных войск отсутствуют средние и тяжелые БПЛА. Подобные системы, эксплуатация которых накладывает определенные ограничения по базированию и запуску, поставляются военно-воздушным силам. Известно о существовании не менее 3-5 разведывательно-ударных беспилотных эскадрилий на технике разных типов. Кроме того, на вооружении ВВС состоят барражирующие боеприпасы.
В среднем и тяжелом классах представлено семейство Hermes от компании Elbit Systems. Беспилотники Hermes 90/450/900 имеют взлетную массу от 115 до 1100 кг и способны нести нагрузку 25-350 кг. Обеспечивается большая продолжительность полета, однако боевой радиус ограничен характеристиками системы связи. БПЛА трех типов используются для оптической и радиотехнической разведки, для ретрансляции сигналов и т.д. Наиболее крупный Hermes 900 может нести некоторые виды управляемого вооружения.
На вооружение поступило несколько тяжелых БПЛА IAI Heron. Этот аппарат имеет массу 1,15 т и несет 250 кг полезной нагрузки. Большой запас топлива и экономичный двигатель позволяют ему совершать полеты продолжительностью до 50-52 ч. Нагрузка состоит из оптических или радиоэлектронных средств.
Самым крупным и тяжелым в ВВС АОИ является БПЛА IAI Eitan / Heron TP. Это машина с крылом размахом 26 м и взлетным весом 5,4 т, из которых до 1-2 т приходится на полезную нагрузку. Eitan развивает скорость более 400 км/ч и может оставаться в воздухе свыше 30 ч. Как сообщается, такой БПЛА способен решать разведывательные и ударные задачи. Кроме того, технику этого типа уже использовали в реальных операциях.
На протяжении долгих лет Израиль заслуженно считается, как минимум, одним из мировых лидеров в области беспилотных летательных аппаратов. Это подтверждается как широким использованием подобной техники в его собственной армии, так и большим количеством иностранных заказов. Нетрудно заметить, что основой такого успеха стали несколько основных факторов.
Первый – достаточно раннее начало работ. К тому времени, когда некоторые другие страны только рассматривали возможность разработки БПЛА, израильская промышленность уже имела большой опыт в этой области. Кроме того, командование АОИ быстро оценило потенциал и перспективы беспилотного направления и обеспечило необходимую поддержку. За счет нее разработка проектов ускорялась, а новые образцы принимались на вооружение, помогая наработке опыта.
Планомерное и постоянное развитие оборонной промышленности в целом и отдельных ее отраслей со временем создали большой задел для разработки перспективных БПЛА с более высокими характеристиками. Сначала этим пользовалась только АОИ, а затем израильским компаниям удалось выйти на международный рынок, где их удачные разработки нашли свое место.
К настоящему времени Израиль стал одним из крупнейших в мире производителей и эксплуатантов беспилотных летательных аппаратов военного назначения. Кроме того, эта страна показывает высокие результаты на международном рынке. События последних лет и нынешние разработки позволяют предполагать, что такая ситуация сохранится и в будущем.
Тенденции развития
Израильские работы по теме БПЛА стартовали в начале семидесятых годов, продолжаются уже полвека и, по-видимому, никогда не прекратятся. Изначально речь шла только о легких разведывательных аппаратах и радиоуправляемых мишенях. Затем осваивались другие направления и концепции, как уже известные, так и предложенные самостоятельно. В результате этого к настоящему времени разработки Израиля в области БПЛА закрывают все основные классы и ниши.
Запуск беспилотника Elbit Skylark III. Фото Elbit Systems
В области БПЛА работает большое количество компаний с разными компетенциями. При этом основную массу проектов и серийной продукции создают лишь несколько наиболее крупных. Основным производителем такой техники является концерн Israel Aerospace Industries. На втором месте компания Elbit Systems. Другие израильские организации пока не могут похвастать схожими инженерными и коммерческими успехами.
Израильские компании почти полностью обеспечивают нужды АОИ в БПЛА. Закупки зарубежной техники минимальны и имеют место только в отдельных классах. При этом принимаются меры по импортозамещению иностранных комплексов и созданию собственных аналогов – зачастую успешные.
Старт барражирующего боеприпаса Harop. Фото IAI
Со своими разработками компании успешно выходят на международный рынок. Солидный опыт и высокое качество продукции, нередко опережающей зарубежных конкурентов по характеристикам, позволяют регулярно выигрывать тендеры и получать заказы. В зависимости от требований заказчика, израильские компании поставляют готовые комплексы или сборочные комплекты, а также предоставляют лицензии на производство. К настоящему времени покупателями израильских БПЛА стали более 50 стран мира. В последние годы Израиль занимает ок. 40% рынка беспилотников.
Для своей армии
На вооружении АОИ состоит несколько сотен БПЛА разных классов; точное их число и разбивка по типам не раскрываются из соображений секретности. Одним из основных эксплуатантов беспилотников являются сухопутные войска. Их подразделения располагают крупным парком разнотипных беспилотных комплексов. Большую его часть составляют разведывательные БПЛА сверхлегкого и легкого классов. Также армии поставляются т.н. барражирующие боеприпасы – разведывательно-ударные системы, способные вести разведку и поражать цель собственной боевой частью.
Изделия семейства Hero. Графика UVision
БПЛА разных классов используются всеми родами войск. Мотопехотные и танковые подразделения с их помощью ведут разведку позиций противника; с той же целью БПЛА применяют спецподразделения. Пехота и спецназ, при необходимости, запускают барражирующие боеприпасы. Артиллерийские части используют беспилотники в качестве основного средства обнаружения целей и корректировки огня.
Широкое распространение в армии получили БПЛА серии Bird-Eye от IAI. Эта линейка включает четыре изделия с взлетной массой от 1,3 до 8,5 кг, способные вести разведку на дальностях до 10 км от оператора. В последние годы на вооружение поступают и более компактные образцы, такие как IAI Ghost и т.д. Остаются на вооружении легкие БПЛА IAI Skylark I и средние Skylark II/III.
Считается, что именно Израиль сформировал и впервые реализовал современную концепцию барражирующего боеприпаса. Как следствие, на вооружении сухопутных войск АОИ состоят несколько комплексов этого класса. Первым появился Harpy разработки IAI. Это 135-кг беспилотник с БЧ массой 32 кг, способный пролететь 500 км. Более новый БПЛА Harop легче и несет 23-кг БЧ, но показывает дальность 1000 км.
Средний БПЛА Elbit Hermes 450. Фото Elbit Systems
Компанией UVision разработаны семь боеприпасов легкого класса семейства Hero. По своим характеристикам они уступают более крупным Harpy и Harop, но это обеспечивает большую гибкость применения боевых БПЛА. Так, изделие Hero 30 весит всего 3 кг, несет БЧ массой 500 г и летит на дальность до 40 км. Самый крупный представитель линейки, Hero 900 остается в воздухе до 7 ч, несет 20-кг БЧ и способен вести патрулирование в радиусе 250 км от оператора. Некоторые из изделий Hero приняты в опытную эксплуатацию.
Техника ВВС
У израильских сухопутных войск отсутствуют средние и тяжелые БПЛА. Подобные системы, эксплуатация которых накладывает определенные ограничения по базированию и запуску, поставляются военно-воздушным силам. Известно о существовании не менее 3-5 разведывательно-ударных беспилотных эскадрилий на технике разных типов. Кроме того, на вооружении ВВС состоят барражирующие боеприпасы.
Тяжелый Hermes 900. Фото Elbit Systems
В среднем и тяжелом классах представлено семейство Hermes от компании Elbit Systems. Беспилотники Hermes 90/450/900 имеют взлетную массу от 115 до 1100 кг и способны нести нагрузку 25-350 кг. Обеспечивается большая продолжительность полета, однако боевой радиус ограничен характеристиками системы связи. БПЛА трех типов используются для оптической и радиотехнической разведки, для ретрансляции сигналов и т.д. Наиболее крупный Hermes 900 может нести некоторые виды управляемого вооружения.
На вооружение поступило несколько тяжелых БПЛА IAI Heron. Этот аппарат имеет массу 1,15 т и несет 250 кг полезной нагрузки. Большой запас топлива и экономичный двигатель позволяют ему совершать полеты продолжительностью до 50-52 ч. Нагрузка состоит из оптических или радиоэлектронных средств.
БПЛА тяжелого класса IAI Heron. Фото IAI
Самым крупным и тяжелым в ВВС АОИ является БПЛА IAI Eitan / Heron TP. Это машина с крылом размахом 26 м и взлетным весом 5,4 т, из которых до 1-2 т приходится на полезную нагрузку. Eitan развивает скорость более 400 км/ч и может оставаться в воздухе свыше 30 ч. Как сообщается, такой БПЛА способен решать разведывательные и ударные задачи. Кроме того, технику этого типа уже использовали в реальных операциях.
Причины лидерства
На протяжении долгих лет Израиль заслуженно считается, как минимум, одним из мировых лидеров в области беспилотных летательных аппаратов. Это подтверждается как широким использованием подобной техники в его собственной армии, так и большим количеством иностранных заказов. Нетрудно заметить, что основой такого успеха стали несколько основных факторов.
Eitan - самый тяжелый разведывательно-ударный БПЛА Израиля. Фото IAI
Первый – достаточно раннее начало работ. К тому времени, когда некоторые другие страны только рассматривали возможность разработки БПЛА, израильская промышленность уже имела большой опыт в этой области. Кроме того, командование АОИ быстро оценило потенциал и перспективы беспилотного направления и обеспечило необходимую поддержку. За счет нее разработка проектов ускорялась, а новые образцы принимались на вооружение, помогая наработке опыта.
Планомерное и постоянное развитие оборонной промышленности в целом и отдельных ее отраслей со временем создали большой задел для разработки перспективных БПЛА с более высокими характеристиками. Сначала этим пользовалась только АОИ, а затем израильским компаниям удалось выйти на международный рынок, где их удачные разработки нашли свое место.
К настоящему времени Израиль стал одним из крупнейших в мире производителей и эксплуатантов беспилотных летательных аппаратов военного назначения. Кроме того, эта страна показывает высокие результаты на международном рынке. События последних лет и нынешние разработки позволяют предполагать, что такая ситуация сохранится и в будущем.
Автор:Рябов Кирилл
Комментариев нет:
Отправить комментарий