Нежная Европа в год Огненного Дракона
12 августа 2019
Наталья Помозова – кандидат социологических наук, старший преподаватель РГГУ
Резюме: Евросоюз сегодня – средоточие неразрешенных противоречий. С одной стороны – традиционная идеология и общие ценности, навязанные в большей степени Западом, а с другой – серьезные проблемы, наиболее резонансная из которых – миграция.
В современном мире, которому свойственна постоянная турбулентность, сложно делать прогнозы даже на ближайшие годы. И все же попробуем заглянуть в будущее России и Евросоюза и, конечно, с надеждой на лучшее. То обстоятельство, что, наверное, никто сейчас не смог бы дать точной характеристики, какой будет Европа и какие отношения ее будут связывать с Россией в столь долгосрочной перспективе, делает задачу весьма интересной, открывая возможности для любых фантазий.
Евросоюз сегодня – средоточие неразрешенных противоречий. С одной стороны – традиционная идеология и общие ценности, навязанные в большей степени Западом, а с другой – серьезные проблемы, наиболее резонансная из которых – миграция. Европа больше не хочет свободы, равенства и братства в том смысле, который диктует необходимость принимать у себя огромное количество беженцев, ведь это создает реальные угрозы экономической нагрузки, роста преступности, потери идентичности. Европа стремится пересмотреть принципы своей демократии, не отказываясь от идеалов гуманизма, но адаптируя их к современным реалиям. Европа ищет лидеров, способных претворить в жизнь эту непростую задачу, и пока находит только правых популистов, которые не могут предложить решения накопившимся экономическим проблемам. Однако степень недовольства внутренней политикой столь высока, что даже этот факт не смущает европейцев, которые в надежде сохранить свою идентичность, пересмотрев политическую идеологию Евросоюза, поддерживают партии, не так давно считавшиеся маргинальными.
Несмотря на угрозу того что некоторые страны могут покинуть Евросоюз к 2036 г., на наш взгляд, это объединение удастся сохранить. Основное условие его целостности будет как раз заключаться в готовности лидеров его главных государств к пересмотру демократических основ и их адаптации к современным реалиям. И в этом свою историческую роль сыграют, как нам кажется, правые популисты. Они станут проповедниками новой европейской идеологии, принципы которой будут сформулированы (а скорее всего, уже сформулированы) политологами и интеллектуалами. Эта идеология будет регламентировать «равенство и братство» нормами, позволяющими избежать катастрофы на Европейском континенте.
Задача новой политической идеологии состоит в том, чтобы привести знаменитую французскую формулу к такому виду, при котором Западная Европа не отказывалась бы от идеалов гуманизма, заложенных в основу идентичности населения ее стран. Но при этом Евросоюз помогал нуждающимся людям с других континентов таким образом, чтобы это не привело к фатальным последствиям для европейского среднего класса.
Профсоюзы, объединяющие рабочий класс и играющие не последнюю роль в европейском обществе, преследуя цель отстоять свои экономические интересы, примут сторону правых. В стремлении защитить детей и обеспечить им привычный уровень безопасности, женское движение постепенно будет мобилизовано на ограничение и строгое регламентирование миграции. Как именно будут модифицированы основы западноевропейской демократии – это задача политологов, но к 2036 г., на наш взгляд, концепция получит более четкое оформление и станет активно внедряться в политическую жизнь Евросоюза при помощи правых сил.
Пересмотр сути демократических лозунгов и понятий окажет положительное влияние на отношения России и Европы. Разрыв между идеологическими смыслами сократится, а рациональное начало окрепнет. К 2036 г. вопрос Крыма окончательно исчезнет из внешнеполитического дискурса европейских партнеров, и экономическое сотрудничество постепенно вернется к прежним, «досанкционным» показателям.
Невозможно говорить о прогнозах расстановки политических сил в мире к 2036 г., не упомянув о факторе Китая, который к этому времени заявит о себе как о главном игроке на международной арене. Реализуя концепцию Сообщества единой судьбы всего человечества, а также проекта «Пояса и пути», Пекин не только окажется основной угрозой для политического веса альянса Европы и США, но и будет вызывать некоторые опасения у России.
Концепция Сообщества единой судьбы всего человечества весьма заманчива для многих стран, однако ее содержание, по сути, известно только руководству Китая (да и в самой Поднебесной, скорее всего, она находится в процессе постоянного переосмысления). Пока Пекин будет объяснять всем правила, по ходу игры будут всплывать многочисленные нюансы, направленные, в конечном счете, на лидерство Китая в мире. Тем не менее, первая реальная попытка пересмотреть систему международных отношений, сложившуюся после холодной войны, на фоне существующих в мире проблем, на наш взгляд, имеет шансы на успех (хотя бы частичный).
Экономическая зависимость многих развивающихся стран от Китая, уверенные позиции в технологической сфере, численность китайской нации к 2036 г. позволят Поднебесной предпринимать все более убедительные попытки диктовать свои правила игры на мировой политической арене. Россия, сохраняя видимость хороших отношений с Китаем, будет опасаться попасть в необратимую экономическую зависимость от Пекина на фоне невозможности соответствовать в области технологий. Учитывая, что европейские страны-члены НАТО географически, исторически, культурно ближе к России, чем к Китаю, наметятся тенденции политического сближения альянса с Москвой. России, в свою очередь, будет выгодно продемонстрировать Пекину наличие серьезного партнера. Хотя, учитывая пропорции финансовых вложений, технологический разрыв между военными силами России и НАТО будет увеличиваться, это не помешает двум, казалось бы, полярным величинам разыграть карту политического сближения, хотя бы и в качестве блефа.
Турбулентность – та реальность, которая будет актуальна для мира и в 2036г. России очень важно научиться балансировать в условиях постоянной качки в штормовых водах международной политики. Задача российской дипломатии состоит в том, чтобы держать равновесие, не накреняя внешнеполитический вектор ни в сторону Востока, ни в сторону Запада.
Предложение руководства КНР обратиться к древней китайской мудрости как к панацее от всех бед имеет явное слабое место – цивилизационную пропасть между Востоком и Западом. Зато "РУССКАЯ МУДРОСТЬ" может стать точкой опоры в этих непростых отношениях, помогая найти компромиссы в условиях постоянно нарастающих противоречий и перманентной турбулентности международной политики.
Источник: globalaffairs.ru.
Комментариев нет:
Отправить комментарий