среда, 17 апреля 2024 г.

Что произошло в небе над Ближним Востоком? Так «ковался» успех в отражении иранской атаки

 https://detaly.co.il/chto-proizoshlo-v-nebe-nad-blizhnim-vostokom-tak-kovalsya-fenomenalnyj-uspeh-v-otrazhenii-iranskoj-ataki/

Что произошло в небе над Ближним Востоком? Так «ковался» успех в отражении иранской атаки

У впечатляющего успеха Израиля и оглушительного провала Ирана в ночь с 13 на 14 апреля есть несколько «отцов».

Прежде всего, это, конечно, израильские разведслужбы – «Моссад» и АМАН, военная разведка. Они много лет собирали информацию об иранских ракетах и дронах – и в нужный час предоставили актуальные данные.

К ним стоит добавить разведывательное подразделение ВВС, которое сумело эффективно воспользоваться этой информацией.

Точная работа всех эшелонов системы ПВО шла параллельно с деятельностью израильских ВВС, во главе с эскадрильями самолетов  F-35. То, как сработал это сложный механизм, тоже надо записать на счет военно-воздушных сил. ВВС и ЦАХАЛ, в целом, отчасти восстановили свою репутацию после громкого провала 7 октября.

Но у успеха есть и другие партнеры. Среди них, прежде всего, США, а также Великобритания, Франция и Иордания, которые активно участвовали в перехвате иранских дронов и ракет.

Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и Бахрейн также входили в международную коалицию, созданную – в основном США – для защиты от иранской агрессии.

В целом, выиграл весь регион. Если бы иранская атака была успешной и нанесла большой ущерб, без сомнений, Израиль нанес бы удар по Ирану той же ночью.

Не исключено, что разразилась бы региональная война, возможно, с участием и Соединенных Штатов – против желания американцев. Кстати, в администрации Джо Байдена, а также в предыдущих администрациях в последние полтора десятилетия подозревали, что Израиль стремится втянуть США в нападение и уничтожение ядерных объектов Ирана.

«Это не было представление на публику»

Иран заявил, что заранее сообщил своим соседям, арабским государствам, о намерении атаковать и даже назвал точную дату. Но правдивость этого заявления вызывает большие сомнения.

«Мне трудно поверить, что они объявили о своих военных планах заранее», – говорит газете «ХаАрец» генерал-майор запаса Нимрод Шафер, в прошлом – заместитель командующего ВВС, глава отдела планирования ЦАХАЛа и гендиректор концерна «Аэрокосмическая промышленность».

«Если посмотреть на масштабы иранской атаки, то становится ясно, что они намеревались нанести большой ущерб. Они провели комбинированную атаку с применением различных видов оружия, причем такую, которая была скоординирована по времени нанесения удара. Поэтому ясно, что они планировали крупномасштабный удар по Израилю, и это не было пустое представление на публику», – говорит Шафер.

Баллистические ракеты, боеголовки которых весят 500 килограммов (Иран запустил около 110 таких), могут нанести огромный ущерб, если попадут в цель. По словам представителя ЦАХАЛа, четыре или пять таких ракет попали в базу ВВС в Набатиме, где дислоцируются эскадрильи «Адир» (самолеты F35). Осколки ракет нанесли незначительные повреждения транспортному самолету «Геркулес». Даже дроны с зарядом взрывчатки весом от 40 до 100 килограммов, если они попадут прямо на здания или взлетно-посадочную полосу, могут нанести значительный ущерб.

«Шило в мешке»

Но сам характер и масштаб иранской атаки позволил израильской и американской разведке легко раскрыть этот план. Нападение включало в сумме около 350 дронов, баллистических и крылатых ракет. Подобная атака, по словам Шафера, требует масштабных логистических приготовлений.

«Дроны нужно вывести из ангаров, перевезти, перенести на взлетно-посадочные полосы. Ракеты – установить на пусковые платформы. Для этого нужна координация между военными базами и узлами связи, – поясняет он. – Если хотя бы часть из баллистических ракет, которые запустил Иран, работают на жидком топливе, а не на твердом, то их подготовка к запуску занимает несколько часов, что позволяет разведке обнаружить ее».

Уроки Саудовской Аравии

Сразу после убийства иранского генерала в Дамаске 1 апреля, за которое Тегеран пригрозил отомстить, израильская, американская, британская разведка, а также спецслужбы арабских стран, были начеку и приготовились к действию. Эти разведки уже долгие годы внимательно следили за тем, что происходит в Иране, который вооружает и отправляет своих агентов действовать в Ираке, Йемене, Сирии и Ливане.

С помощью своих прокси-сил в «час Х» Иран запустил свои дроны и ракеты сразу с нескольких направлений. Цели ясны: затруднить Израилю проведение возможной упреждающей атаки, осложнить работу системы ПВО.

Успех в отражении этой атаки – это, помимо прочего, еще и результат уроков, извлеченных из атак КСИР на нефтяные объекты саудовской компании Aramco в 2019 году.

Тогда всего десятки дронов и около 10 иранских крылатых ракет нанесли колоссальный ущерб нефтедобывающим предприятиям.

Та иранская атака стала для США неприятным сюрпризом. Израиль о ней тоже не знал, хотя она планировалась в течение многих недель. Но обе страны «извлекли уроки из произошедшего в Саудовской Аравии, и многое поняли о том, как готовиться к войне с Ираном», сказал мне бывший высокопоставленный сотрудник АМАН.

Между Хацором и Димоной

Провал иранской атаки – это еще и прямой результат того тесного сотрудничества, которое годами развивалось между Центральным командованием США (CENTCOM) и Израилем, отмечает Шафер.

ВВС двух стран уже больше 20 лет проводят совместные учения и подготовку. В них участвует и военная авиация других стран, в том числе Франции, Великобритании и Иордании, принявших участие в отражении атаки.

Еще важнее оперативное взаимодействие: самолеты США и Израиля, а по данным зарубежных изданий, и Иордании, участвовали в совместных атаках на объекты на Ближнем Востоке, в основном во время войны с ИГИЛ.

И тем не менее, такое воздушное сотрудничество, которое имело место в ночь иранской атаки, – крайне сложный механизм. Оно требует заранее определить границы оперативных действий и распространить соответствующие инструкции среди всех ВВС-участников. А еще оно предлагает управление действиями ВВС и ПВО в режиме реального времени.

Для этого нужна очень хорошая координация между самолетами в воздухе и системами ПВО на земле, а также между постами управления, дислоцированными в Израиле, на Кипре и американскими базами на Ближнем Востоке, в том числе в Катаре и Бахрейне.

Можно также предположить, что многие годы да этого в штабах ВВС США и Израиля проводились симуляционные учения. Вероятно, на них отрабатывались и различные будущие сценарии в случае нападения Ирана.

Вот только один факт. В рамках военно-стратегического сотрудничества США с Израилем несколько лет назад был создан совместный центр управления, действующий на базе ВВС в Хацоре. Можно предположить, что там в момент атаки, и может быть и раньше, уже находились представители США, Великобритании, Иордании, Франции и, вероятно, других стран – партнеров Израиля.

Другой факт: много лет назад недалеко от Димоны был установлен американский радар AN/TP-2. Его цель – обнаружение и перехват самолетов и баллистических ракет на расстоянии до 2000 километров.

Такая дальность позволяет, среди прочего, обнаружить запуск баллистических ракет из Ирана. Объект расположен на двух отдельных башнях на высоте 400 метров. Можно предположить, что в прошлую субботу этот радар работал без пауз.

Еще одна слагаемая успеха – разведывательные спутники США. У Израиля есть несколько спутников наблюдения модели «Офек». Но они не могут обнаружить подготовку к пускам ракет. Лишь вскоре после запуска спутники «Офек» смогут обнаружить ракету. Это дает Израилю время предупреждения в 10-12 минут.

Но в американском комплексе, насчитывающем десятки спутников-шпионов, есть такие, которые предназначены исключительно для обнаружения подготовки к запуску ракет. Можно предположить, что эти данные тоже помогли Израилю.

Возможность для политических действий

«Провал иранской атаки, — добавляет Шафер, — создал важную возможность действовать против Ирана способами, альтернативными военной операции».

– Какими, например?

– У нас есть несколько вариантов, которые я не хочу подробно описывать. Но в первую очередь нам нужно подумать о политических действиях. Иранская атака снова придает легитимность действиям Израиля. Чрезвычайное международное сотрудничество и сдержанность Израиля позволяют нам воспользоваться международной поддержкой. Мы можем сказать Соединенным Штатам и Европе: мы имеем право действовать против «Хизбаллы», отогнать ее подальше от границы. Если вы этого не сделаете [дипломатическим путем], мы сделаем А, Б или С. Для этого нам нужно лидерство и политическая концепция. Израильтяне должны спросить себя, чего мы хотим достичь взамен.

Йоси Мельман «ХаАрец»

Комментариев нет:

Отправить комментарий