Последствия нападения ХАМАС на Израиль выходят далеко за рамки региона. Боюсь, даже после поражения агрессора нам придется жить в мире, который будет весьма далек от наших же представлений о том, как он должен быть устроен.
«Не щади, сагиб, медведя,
Он тебя не пощадит»
Киплинг
Лично мне нравится толерантность, право каждого на самовыражение, признание изначального равенства людей. Мне нравится, что люди думают о том, чтобы не пострадал невиновный, чтобы не было голодных, чтобы все дети могли ходить в школу, а все, вообще, — получать медицинскую помощь.
Мне нравится игра с ненулевой суммой — все последние десятилетия человечество пыталось жить именно так. Чтобы выигрывали все, чтобы победитель делился плодами своей победы с побежденным, чтобы все получили свою долю уважения и безопасности. Мы же верили, что если обеспечить каждому достойные человека условия, то люди перестанут ненавидеть и убивать друг друга.
Все это – практика второй половины двадцатого и начала двадцать первого веков. Но так было не всегда. В условиях, например, дефицита еды, если съел я, значит, не досталось тебе, я выжил – ты умер. Почти вся история человечества – это игра с нулевой суммой.
И вот, к огромному сожалению, к этому мы сейчас и возвращаемся. Не потому, что этого кто-то хочет – это объективный процесс, нам некуда деваться. Его надо осознать, а не закрывать глаза на не нравящиеся нам тренды.
Мир вынуждают возвращаться в более жестокую реальность. С ХАМАСом, например, нельзя договориться. Их совершенно не интересует собственный народ и контролируемая ими территория – неважно, сколько погибнет, не важно, в каких условиях живут люди. Их нельзя запугать тем, что их народу будет плохо – пусть будет! А еще с ними нельзя договориться потому, что цели их абсолютно иррациональны и принципиально недостижимы. Если они, не дай Бог, победят в Израиле – не будет этого, конечно! – они начнут воевать с евреями других стран – они же уже объявили еврейские погромы по всему свету на 13 октября. А если бы им удалось истребить вообще всех евреев, они бы переключились на кого-нибудь еще – им нужно воевать, они иначе не могут. Они умеют управлять лишь в состоянии войны, которая, кстати, позволяет им даже не воровать, а просто класть к себе в карман столько, сколько могут унести.
По этим же, кстати, причинам принципиально невозможно договориться с Путиным. Отдайте ему Украину, он пойдет на Балтийские страны. Отдадите их – пойдет дальше. Собственно, был уже один, которому отдали Судеты.
Но, а если с ХАМАСом нельзя договориться, значит, его надо уничтожить. Но признание необходимости уничтожения означает и априорное согласие на то, на что в последние десятилетия цивилизованное общество соглашаться не хотело – на смерти более или менее случайных людей.
Ликвидировать верхушку ХАМАС и разрушить его инфраструктуру недостаточно – Израиль уже много раз это делал – не помогло. Не помогли ни университеты в Газе, ни система здравоохранения, которой могут позавидовать большинство арабских стран. Чтобы ХАМАС никогда (долго!) не возродился, ЦАХАЛ должен достать всех их боевиков – в живых могут остаться только те, кто убежит и забьется в щель. Для готовых возмутиться моей жестокостью – речь не о жителях Газы, а о бойцах ХАМАСа.
Мир легко принимал уничтожение очевидных и одиозных преступников – никто и слова не сказал американцам, когда они достали, наконец, Бен Ладена. Но здесь речь пойдет и о тех, кто пока еще никого не убили. Ключевое слово здесь – пока!
Комментариев нет:
Отправить комментарий