понедельник, 7 августа 2023 г.

Процентные ставки на максимуме, безработица минимальная, а средняя заработная плата стремительно растет

 https://detaly.co.il/anomaliya-protsentnye-stavki-na-maksimume-no-bezrabotitsa-minimalnaya-a-srednyaya-zarabotnaya-plata-stremitelno-rastet/

Аномалия: процентные ставки на максимуме, но безработица минимальная, а средняя заработная плата стремительно растет

Центробанки по всему миру повышают процентные ставки, чтобы сбить инфляцию, и замедление экономики должно было сказаться на рынке труда. Но рынок не реагирует, и безработица остается на исторически низком уровне. Не пора ли Банку Израиля озаботиться ростом зарплат?

Это не уникальное явление для Израиля, где безработица в июне составила всего 3,5% – столь низкий показатель обычно рассматривается как ситуация полной занятости. При этом в США уровень безработицы в том же месяце достиг 3,6%, в Великобритании – 4%, а в еврозоне безработица оказалась самой низкой за всю историю валютного блока – 6,4%. С другой стороны, есть и признаки охлаждения рынка: например, количество новых рабочих мест в США оказалось ниже ожидаемого, а в Израиле число рабочих мест и вообще сократилось.

В Израиле удивительно другое. Данные о средней заработной плате, опубликованные на прошлой неделе израильским ЦСБ, выявляют еще одну аномалию: темпы роста зарплат в Израиле ускорились и в июле достигли 6,3% в год по сравнению с 5,1% в июне (данные за июль – предварительные). В то же время инфляция снижается. В июне она уменьшилась на 4,2%, в июле ожидается еще более резкое снижение. Это означает, что в прошлом году зарплаты наемных работников в реальном исчислении, за вычетом инфляции не только не уменьшились, но даже заметно выросли.

Существует прямая зависимость между уровнем заработной платы и уровнем инфляции в будущем. Эта взаимосвязь может осложниться вплоть до возникновения так называемой инфляционной спирали: рост инфляции приведет к тому, что рабочие будут требовать (и получать) прибавки к зарплатам, но повышение зарплат повысит потребительский спрос и еще более усилит инфляционное давление – и так далее, и так далее.

Повышение зарплат может повлиять на ключевую ставку центробанка

Есть те, кто считает, что быстрое повышение заработной платы вскоре встревожит Банк Израиля. Йонатан Кац, главный экономист инвестиционной компании «Лидер», заявляет, что «самый важный среди показателей, опубликованных в Израиле на прошлой неделе, – стремительный рост заработной платы в годовом исчислении».

Быстрый рост зарплат зафиксирован в целом ряде отраслей. Так, в бизнес-секторе средняя зарплата (тут и далее все данные за май) выросла за год на 5,4%, в гостиничном хозяйстве и общепите – на 6,9% в год. Даже строительном секторе, несмотря на начавшийся спад, зарплаты подскочили на 6,7%

Кац считает, что Банк Израиля будет вынужден в большей степени учитывать рост заработной платы, принимая решения о назначении ключевой ставки. По его словам, быстрый рост заработной платы может привести к тому, что уровень инфляции в следующем году превысит верхнюю границу диапазона стабильных цен (1-3%). При этом, правда, следует учитывать, что значительная часть повышения зарплат в последние месяцы связана с реализацией соглашений о заработной плате в государственном секторе. Именно в госсекторе средняя зарплата в мае подскочила на 9,3% по сравнению с 5,8% в частном секторе.

Количество незанятых рабочих мест уменьшается

Алекс Забежински, главный экономист инвестиционной компании «Мейтав», напротив, считает, что нет причин опасаться влияния роста зарплат на инфляцию. Он обращает внимание на другое тревожное явление: снижение темпов роста числа рабочих мест.

Количество рабочих мест в экономике должно расти вместе с ростом населения. Дополнительный спрос на рабочие руки вызывает и повышение экономической активности. Так и было сразу после завершения эпидемии коронавируса – количество вакансий, особенно в частном секторе росло ускоренными темпами. В первом квартале 2022 года годовой прирост работников в частном секторе достиг 400 тысяч человек в год, в государственном – 50 тысяч.

Однако в течение последнего года на фоне последовательного повышения процентных ставок темпы увеличения числа рабочих мест в частном секторе замедлились. В апреле 2023 года годовая прибавка ограничилась всего 2000 работников, а в следующем месяце произошел разворот тенденции – в мае текущего года число рабочих мест уменьшилось на 8000 по сравнению с маем прошлого года.

«Дело не в увольнениях. Просто компании перестали нанимать новых сотрудников, – объясняет Забежински. – Это не рецессия и не кризис, но признаки охлаждения налицо. В некоторых отраслях зарплаты растут, и каждую отрасль следует рассматривать отдельно».

По его мнению, поскольку общее количество рабочих мест сокращается, рост средней зарплаты не приведет к дополнительному инфляционному давлению. Важнее – общая сумма выплачиваемых зарплат, именно она определяет спрос: «Если вы умножите среднюю зарплату на общее количество рабочих мест, то обнаружите, что изменение общей суммы заработной платы демонстрирует тенденцию к замедлению по сравнению с прошлым годом».

В чем же причина того, что уровень безработицы остается на таком низком уровне, несмотря на высокие процентные ставки? Забежински считает, что все дело в дефиците рабочих рук, наблюдавшемся еще до кризиса, вызванного пандемией коронавируса. В ответ на повышение ставок спрос снизился, но нехватка рабочей силы пока не приводит к росту безработицы: «Когда компании сталкиваются с трудностями, они начинают сокращения, но рабочие руки в дефиците, так что сокращать особенно и некого. В США мы видели увольнения в хайтеке, но сегодня они вновь ищут сотрудников».

Нати Токер, TheMarker

Комментариев нет:

Отправить комментарий