среда, 17 августа 2022 г.

Россия окончательно потеряла европейский рынок угля

 https://www.dw.com/ru/rossija-okonchatelno-poterjala-evropejskij-rynok-uglja/a-62758694

Россия окончательно потеряла европейский рынок угля

10 августа вступило в силу эмбарго ЕС на импорт угля из РФ. Большие потери грозят не только российским шахтерам, но также железной дороге и морским портам на Балтике и в Мурманске.

Всего четыре года назад примерно половина экспорта российского угля уходила в западном направлении, в сторону Европы. Еще в начале этого года свыше 50% необходимого ей каменного угля Германия, крупнейшая экономика Евросоюза, ввозила из России. Теперь эти времена безвозвратно прошли.

10 августа после четырехмесячного переходного периода вступило в силу эмбарго ЕС на импорт угля из РФ, введенное в начале апреля в рамках пятого пакета санкций из-за российской агрессии против Украины. И даже если эту санкционную меру когда-то отменят, возврата к прошлому все равно не будет: в течение нынешнего десятилетия большинство европейских стран намерено полностью отказаться от использования в электроэнергетике самого вредного для глобального климата ископаемого энергоносителя. Так что российские угольщики окончательно потеряли сейчас европейский рынок сбыта.

Угольное эмбарго ЕС: пострадают Кузбасс, РЖД, Усть-Луга и Мурманск

Такая потеря не заставит Владимира Путина остановить войну в Украине - в Евросоюзе на этот счет никаких иллюзий нет. Здесь понимают, что угольное эмбарго - всего лишь одна из многих санкций Запада, призванных максимально увеличить для России цену агрессии. Однако для нескольких важных отраслей российской экономики и для некоторых регионов РФ отказ европейцев от российского угля непременно обернется ощутимыми убытками.    

Больше всего пострадают шахтеры Кузбасса и других угольных регионов РФ. Немалый ущерб понесет также такой крупный российский работодатель, как компания РЖД

, для которой перевозки угля являются одной из ключевых статей дохода. Причем в полной мере компенсировать потери, которые возникнут теперь на европейском направлении, за счет увеличения поставок азиатским потребителям не получится: транспортные мощности в восточном направлении ограничены, а для увеличения пропускной способности железной дороги в районе Байкала и на Дальнем Востоке потребуются годы и огромные инвестиции.

Пострадают и ориентированные на перевалку угля российские порты на Балтике, особенно в Усть-Луге, а также Мурманский транспортный узел, ведь концепция его развития в значительной мере была связана с надеждами на рост угольного экспорта. Возможные поставки из этих портов в страны Африки и Азии вряд ли компенсируют потерю крупных и платежеспособных европейских покупателей. 

Уголь сейчас дорогой, но его на мировом рынке много

А те, в свою очередь, за четыре месяца с момента объявления эмбарго, доведя до конца заключенные ранее контракты с российскими компаниями, успели переориентироваться на альтернативных поставщиков. Благо дефицита угля на мировом рынке нет, хотя стоит он сейчас, как и другие энергоносители, чрезвычайно дорого: свыше 300 долларов за тонну вместо примерно 60 долларов в начале 2021 года. Впрочем, сразу после нападения России на Украину цены на биржах взлетали до 400 с лишним долларов. 

"Сейчас достаточно предложений из Южной Африки, Австралии, США, Колумбии или Индонезии", - подчеркнул в беседе с DW председатель правления немецкого Союза импортеров угля (Verein der Kohlenimporteure, VDKI) Александер Бете (Alexander Bethe).

Комментариев нет:

Отправить комментарий