вторник, 21 декабря 2021 г.

За провокацию с мигрантами Минску уже приходится платить. Москве тоже.

За провокацию с мигрантами Минску уже приходится платить. Москве тоже.

https://svpressa.ru/economy/article/319896/?utm_source=finobzor.ru

Плохой транзит: Литва отрезает Калининград от России, Алиханов просит Путина срочно помочь

Вильнюс бросился выполнять заморские санкции против Белоруссии себе в убыток(???;-)))

Юрий Енцов

Поток грузов в Калининградскую область из Белоруссии застопорился, образовалась очередь из фур на литовской границе. Такое уже бывало прежде, в самых разных странах, например в транспортных сообщениях между Великобританией и Францией. В тот раз из-за ковида и Brexit, а теперь на трассе Минск-Вильнюс из-за европейских санкций против политики президента Белоруссии Александра Лукашенко. Его обвиняют в появлении шумных афганцев в прежде тихой Беловежской пуще.

В один миг скопились фуры в пограничных пунктах пропуска. Ситуация нервная, а это, между прочим, граница между странами так называемого «свободного мира». Калининградские власти оперативно бросились помогать своим транспортникам, те рванули в объезд через Латвию. Но это создало проблему еще и там. Скоро образовались пробки не хуже, чем на границе Литва-Белоруссия — признался в интервью РИА «Новости» губернатор региона Антон Алиханов.

Конечно, кроме Литвы с Латвией есть еще Эстония и Балтийское море, по которому плавать пока не запрещено. Польшу тоже не надо сбрасывать со счетов, но жители балтийского анклава России все-таки немного занервничали. Власти области консультируются с МИД РФ, посольствами в Белоруссии, Литве и Польше.

Руководитель корпункта ВГТРК в Калининграде Александр Наумов считает, что если Литва закроет транзит из Белоруссии в Калининград, то могут пропасть белорусские продукты, товары, а их много, есть специальные магазины, торгующие только белорусским:

— Цены и качество там приемлемые, народ покупает. Наши туда отравляют рыбу, консервы. Все это следует по железной дороге и фурами. Неслучайно губернатор уже шлёт сигналы «SOS».

«СП»: — Какие могут быть варианты развития событий?

— Для Калининграда их несколько. В том числе морское паромное сообщение «Усть-Луга — Балтийск». Есть еще авиация — это дороже, соответственно, скажется на ценах. Такое развитие событий — закрытие транзита Литвой — прогнозировалось. Поэтому в Балтийске построен грузовой порт, на случай перекрытия газовой трубы, уже стоит терминал для приема сжиженного газа.

На его открытие года три назад приезжали и президент Владимир Путин, и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Пока терминал красуется незагруженный — на всякий пожарный случай. В любой момент может быть расконсервировано. Но всё равно эти неприятности с Литвой очень чувствительны. Пока что не голодаем и думаю, такого не будет. Просто цены возрастут.

«СП»: — Что литовцам делать, если они отказаться от белорусских товаров, а потом глядишь и от российских, зубы на полку положить?

— Вообще-то порт Клайпеды на 80% обслуживает грузопотоки из России и Белоруссии. Опять же газопровод провели через территорию Литвы в Калининградскую область. Литовцы вовсе не хотят, чтобы труба была отключена под давлением западных санкций, ведь их страна — получает миллионы долларов просто потому, что под землей проложена нитка трубопровода. Она лежит, каши не просит, а денежки в литовский бюджет капают. Уже контракт продлили до 2024 года…

Но Литва легко может отрезать Калининград от привычной хорошей жизни. Страна же подневольная. Молодой, энергичный губернатор волнуется не напрасно — в Калининградской области вовсю идет строительство, жилье скупают москвичи, питерцы, тюменцы и, конечно, обеспеченные белорусы. Работают две-три компании, приближенные к местной власти. Может быть, если бы их было больше, то проблем стало бы меньше? А сейчас стройматериалов не хватает.

С продуктами питания — такая же история, рынок поделен. В итоге цены дико растут. Но если Литва упрется с транзитом, то с контрактами, за которые деньги заплачены вперед, у российских компаний поставщиков могут возникнуть серьезные проблемы.

Придется, в том числе, возвращать взятые в банках под проценты кредиты.

Но внутри Литвы тоже все не так просто. Вот, например, местные министры иностранных дел Габриэлиус Ландсбергис и транспорта Мариус Скуодис — уже подали заявления об отставке в связи с транспортным скандалом.

Конечно, продукция «Беларуськалия» для Минска важна, даже очень. Но вот беда — «Литовские железные» дороги уже взяли задаток — 10 млн евро. Теперь должны вернуть эту предоплату. Будут искать пути и постараются вернуть - обещал представитель ЛЖД Мантас Дубаускас. Хотели вернуть на счет, но перевод был отклонен ВТБ, российским банком-корреспондентом, обслуживающим «Беларуськалий».

Контракты, подписанные до введения санкций в Литве, должны быть расторгнуты в одностороннем порядке или по взаимному соглашению. Да тех пор пока «большой брат» не отменит санкций.

Причем есть варианты денег не возвращать. Эймантас Витувис, директор Центра передового опыта в борьбе с отмыванием денег, сообщил, что есть два варианта возврата авансового платежа, но ни один из них не является быстрым.

...."

Нас волнует то, что инициатива Литвы ограничить транзит грузов из Белоруссии — угроза экономической и продовольственной безопасности российского региона. Губернатор очень переживает по поводу ограничения транзита белорусских товаров через территорию Литвы, и просит помощи.

На прошлой неделе Министерство транспорта Литвы подготовило законопроект, запрещающий транзит товаров через территорию Белоруссии. Документ также подразумевает запрет на импорт белорусских товаров в саму Литву. Действующие контракты, согласно документу, должны быть расторгнуты в одностороннем порядке или по обоюдному согласию, либо выполнение их условий должно быть ограничено на срок действия санкций.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала намерение литовских властей ввести санкции тупиковым. Она призвала идти по пути нормализации обстановки и сделать все возможное для выполнения в полном объеме международных обязательств Литвы по обеспечению российского грузового транзита в Калининградскую область и из нее."

Политолог Сергей Марков считает, что на этот раз договориться не получится:

— Позиция Литвы очень жесткая по многим параметрам. Они не испугались пойти на конфликт с Китаем, пошли на конфликт со своим самым ближайшим соседом Белоруссией. Они находятся в жестком конфликте с Россией. Я считаю, что этот конфликт будет пока продолжаться.

Этим они как бы показывают Кремлю, что жесткие действия России на Украине, на Донбассе вызовут очень большие проблемы.

«СП»: — Хватит у Литвы ресурсов выдержать такое противостояние? Вроде бы экономика у этой страны не очень сильная.

— Это ведь не инициатива Литвы. Сами бы они на это не пошли. Надеются, что американцы помогут…

Скорее всего, Литва все-таки введет свои санкции, это приостановит транзит удобрений «Беларуськалия», в отношении которых ввела санкции, например, Великобритания, верный союзник Америки.

Пятый пакет ограничений против Минска — принят совсем недавно, в начале декабря. Под британские санкции также попали несколько журналистов государственных СМИ, полицейские, судьи, прокуроры.

Министерство транспорта Литвы предложило закон, запрещающий перевозить через территорию страны не только белорусские товары, но даже грузы косвенно касающиеся этой соседней страны. Естественно, этот закон приведет к убыткам для бизнеса. Чтобы смягчить его последствия, Минтранс предложил переходный период, то есть обрезать себе хвост Литва будет по кусочкам.

На Западе упорно считают, что Минск организовал миграционный кризис на польско-белорусской границе. Великобритания, США и ЕС едины во мнении, что во всем виноваты белорусские власти, использовавшие мигрантов в своих целях. В Белоруссии заявляют, что все не так, беженцы сами приехали, а их не пускают в ЕС, опустив перед непрошенными гостями с Востока новый «железный занавес»

Комментариев нет:

Отправить комментарий