https://detaly.co.il/vosstanavlivat-gazu-ne-smeshite/
Восстанавливать Газу? Не смешите
Трудно решить, смеяться или плакать в ответ на призывы помочь Газе и приступить к ее восстановлению, которые зазвучали всего через несколько часов после того, как на прошлой неделе закончилась 11-дневная война ХАМАСа с Израилем.
Почему плакать - понятно. Израиль нанес значительный ущерб жилым домам, инфраструктуре, школам и медицинским учреждениям. Без немедленной помощи жизнь простых жителей Газы будет еще более плачевной, чем это было раньше.
Но если судить по тому, что произошло после войны Израиля с ХАМАСом в 2014 году, то большая часть обещаний о помощи, сделанных сейчас, никогда не сбудется.
Или помощь будет растрачена. Даже к началу очередной войны многие из домов, разрушенных во время предыдущей войны, еще не были построены заново, хотя для строительства торговых центров, внушительных мечетей и сети туннелей («метро») ресурсы нашлись.
Суть в том, что от денег, потраченных на восстановление, толку будет немногим больше, чем от пластыря, накленного на зияющую рану, и, вероятно, потрачены они будут не на то, что нужно.
Причина для смеха, пусть и горького - абсурдность всей этой затеи. Какая бы «реконструкция» ни была произведена сейчас, вероятно, через несколько лет построенное снова превратится в руины, потому что Израиль и ХАМАС вовлечены в круг повторяющихся войн. Последняя война кардинально этого не изменила, несмотря на обнадеживающие разговоры о возобновлении израильско-палестинского мирного процесса. Даже в глазах самых непрактичных гуманистов Газа - плохая инвестиция.
Но давайте будем честными: даже без новой войны в ближайшие несколько лет разговоры о серьезном восстановлении Газы, которое могло бы стать основой для функционирующей экономики, а не просто восстановление того, что было разрушено, - это анекдот.
Вину за это почти всегда возлагают на Израиль и блокаду, введенную в отношении Газы с тех пор, как в 2007 году ХАМАС захватил над ней контроль.
Без сомнения, блокада - чрезвычайный важный фактор. Блокада не только очень затрудняет импорт материалов и оборудования, необходимых для восстановления, но исключает любую возможность реальной экономической жизни в Газе.
С населением в 2 миллиона человек на 360 кв. километрах Газа слишком мала, чтобы она когда-либо могла функционировать, как автономная экономика. Она должен иметь возможность импортировать большую часть необходимых ей товаров и экспортировать значительную часть того, что она производит и выращивает, потому что ее внутренний рынок очень мал. Кроме того, необходимо иметь возможность «экспортировать» людей, потому что даже в идеальных обстоятельствах было бы трудно обеспечить достаточное количество рабочих мест для всех. В начале 2000-х годов около 15 процентов рабочей силы Газы было занято в Израиле. Сегодня почти никто не может выйти за ее пределы.
Но даже если Израиль ослабит блокаду, не меньшая проблема Газы состоит в том, что ею правит ХАМАС.
Разрушений не так много
Даже если он не стал таким же толстым, ленивым и корыстным, как палестинская администрация, ХАМАС не претендует на приз за хорошее управление. Он коррумпирован и неэффективен, и, что не менее важно, он по-прежнему привержен борьбе за ислам и Палестину, как и его сторонники из Ирана, Катара и Турции. Это означает, что в его списке предпочтений вооруженная борьба намного выше экономического развития. Вряд ли экономическое развитие вообще включено в этот список.
Разрушения, которые, как ХАМАС может ожидать, Израиль причинит Газе, если дело закончится войной, раз за разом доказывали, что они не являются сдерживающим фактором опасности возникновения конфликта. ХАМАС рад воспользоваться помощью, которая поступит после этого, и воспользоваться любым ослаблением блокады с единственной целью - для продолжения борьбы, не оставляя Израилю иного выбора, кроме как продолжать навязывать Газе свои драконовские правила. Единственная местная промышленность, которую поощряет ХАМАС, включая исследования, разработки и производство - это ракетостроение.
Зажатая между ХАМАСом и Израилем Газа - это не просто тюрьма под открытым небом, а гигантское отделение интенсивной терапии. При правлении ХАМАС экономика Газы росла на жалкие 0,8 процентов в год, что составляет треть темпа прироста населения и одну восьмую роста экономики на Западном берегу за тот же период.
В 1995 году сельское хозяйство и промышленность составляли 34 процента продукции Газы и 26 процентов ее занятости; в 2018 году их доля упала до 23 и 12 процентов соответственно. Официальная безработица хронически превышает 40 процентов.
Что удерживает Газу на плаву и не дает ей погрузиться в состояние гуманитарного кризиса, так это международная помощь. Трудно сказать, какой объем помощи она получает, поскольку большая часть денег попадает в ПА, в то время как другие источники, такие как Иран, не публикуют годовые отчеты. Катар в последние несколько лет предоставлял около 20 млн долларов в месяц. Очень малая часть этих денег идет на развитие Газы.
«На восстановление ущерба, причиненного менее чем за две недели, потребуются годы, если не десятилетия», - предупредил Фабрицио Карбони, директор Международного комитета Красного Креста по Ближнему и Среднему Востоку. Под этим он, по-видимому, имел в виду, что военные разрушения были настолько серьезными, что восстановление займет очень много времени.
На первый взгляд, это просто смешно. Сами палестинские официальные лица заявляют, что восстановление ущерба, нанесенного промышленности, энергетике и сельскому хозяйству, обойдется примерно в 100 млн долларов, что дает представление об относительно небольших масштабах разрушений. Точно так же количество разрушенных домов исчисляется сотнями, и уже почти все из 110 тысяч жителей Газы, которые покинули свои дома во время боевых действий, вернулись назад.
Реконструкция, такая как есть, будет медленной и с остановками, потому что некоторые доноры считают, что они пожертвовали уже достаточно, а другие предпочитают давать деньги на перевооружение. Но прежде всего это произойдет из-за того, что ХАМАСу это безразлично.
Дэвид Розенберг, «ХаАрец»
Комментариев нет:
Отправить комментарий