понедельник, 21 апреля 2025 г.

Цифровая деменция – наше «светлое» будущее

 https://topwar.ru/263071-cifrovaja-demencija-nashe-svetloe-buduschee.html

Цифровая деменция – наше «светлое» будущее


Умнее не становимся


Начнем с так называемого «эффекта Флинна», достаточно оптимистичного феномена, по которому уровень интеллекта среднестатистического землянина неуклонно повышался с 30-х годов прошлого столетия. Стоит оговориться, что уровень IQ далеко не самый объективный показатель уровня когнитивного развития человека. Многие ученые до сих пор не принимают его в качестве мерила интеллекта.

Действительно, задания тестов могут интерпретироваться разными категориями по-разному. Например, школьник из Нигерии и его сверстник из Японии могут иначе воспринимать задания диагностики интеллекта. Не потому, что нигериец или японец глупее, а потому, что у них различные менталитет и мировосприятие. Но другого инструмента, кроме IQ-тестов, у нас нет, поэтому будем опираться на эту процедуру. Точнее, на упоминаемый «эффект Флинна», который в последние десятилетия начал сбоить. Если раньше говорили о поколениях, умнеющих друг за другом, то сейчас всё обратилось вспять. Примерно с середины 90-х годов наблюдается медленное, но верное снижение уровня когнитивных способностей.

Скандинавы давно обнаружили новую закономерность у своей молодежи – в среднем с 1995 года в Норвегии, Финляндии и Дании жители каждый год глупели на 0,2 пункта теста IQ. Вроде бы и немного, но обидно и тревожно. Тем более, когда учитываешь условия, в которых живут на севере Европы. Немного темно и холодно, но очень комфортно и безопасно. Интересно, что одним из факторов риска снижения интеллекта исследователи обозначили экологическими причинами. Дескать, уровень углекислого газа и прочие химикаты в воздухе и воде влияют на когнитивные способности. А потом в Швеции в 2003 году родилась Грета Тунберг, и понеслось.

Европа глупеет — тихо, культурно, стабильно. Франция, Германия, Великобритания — все они начали терять IQ ещё в 80-х. Минус 2–5 пунктов на поколение. И хотя цифры не кричащие, тенденция угрожающая. Говорят, дело в демографии: образованные европейцы не торопятся заводить детей, зато активно это делают те, кого в старину назвали бы «простым народом». А ещё миграционные волны. Уровень интеллекта в пересчёте на литр крови — штука капризная, зависящая от тысяч факторов, включая уровень образования родителей и культурный код.

Сделаем небольшое отступление и обратим свой взор на Россию, точнее, на современную демографическую политику государства. Меры, предпринимаемые руководством страны, направлены на стимулирование рождаемости среди малоимущих граждан и семей с доходом ниже среднего. Вспомним для иллюстрации про 100-150 тысяч рублей, которые обещают выплатить отдельные регионы школьницам, готовым рожать. Но это так, информация к размышлению с далеко идущими последствиями.

В современной России нет ни одной полноценно работающей системы мониторинга IQ среди населения, включая молодёжь. Хорошо ли это? Вопрос, конечно, интересный. Но тревожнее другое: мы идём в интеллектуальное завтра практически на ощупь. Может быть, кто-то возразит: «А как же ЕГЭ и ОГЭ?» Увы, эти экзамены — не про интеллект, а про выученные шаблоны и натренированные рефлексы. Они проверяют предметные навыки, а не способность к абстрактному мышлению или решению нестандартных задач. К тому же, и сами экзамены постоянно меняются. В нулевые не было и в помине «профильной математики», а теперь она — билет выпускника в инженерный и естественнонаучный вуз.

Так можно ли всерьёз сравнивать результаты разных поколений, если инструменты измерения меняются каждый год? Специалисты вспомнят про оценочную процедуру PISA, но она заточена лишь на диагностику функциональной грамотности, то есть способности применять полученные знания. Сами знания PISA и ей подобные проверяют во вторую очередь. Тем более тесты не определяют уровень интеллекта. Исследования PISA проходят раз в три года, и с 2022 года Россия в них, по понятным причинам, не участвует.

Умнее не становимся


Начнем с так называемого «эффекта Флинна», достаточно оптимистичного феномена, по которому уровень интеллекта среднестатистического землянина неуклонно повышался с 30-х годов прошлого столетия. Стоит оговориться, что уровень IQ далеко не самый объективный показатель уровня когнитивного развития человека. Многие ученые до сих пор не принимают его в качестве мерила интеллекта.
В современной России нет ни одной полноценно работающей системы мониторинга IQ среди населения, включая молодёжь. Хорошо ли это? Вопрос, конечно, интересный. Но тревожнее другое: мы идём в интеллектуальное завтра практически на ощупь. Может быть, кто-то возразит: «А как же ЕГЭ и ОГЭ?» Увы, эти экзамены — не про интеллект, а про выученные шаблоны и натренированные рефлексы. Они проверяют предметные навыки, а не способность к абстрактному мышлению или решению нестандартных задач. К тому же, и сами экзамены постоянно меняются. В нулевые не было и в помине «профильной математики», а теперь она — билет выпускника в инженерный и естественнонаучный вуз.

Повторимся, что в России никто целенаправленно не исследует феномен «цифровой деменции» молодежи. Наоборот, в школах насаждаются электронные образовательные ресурсы. Цель вроде бы благая – заместить бессмысленное просиживание в интернете решением логических задач на развитие, например, той же самой функциональной грамотности. Только вот работает ли?

Трансформируется и методика преподавания предметов. Теперь, чтобы чадо не скучало, педагог должен адаптироваться под клиповое мышление, когда человек не может концентрировать внимание более 10-15 секунд. Поэтому от учителей требуют постоянного переключения школьников с одного вида деятельности на другой, иначе заскучают. Риторический вопрос: а если учитель сам с клиповым мышлением, что делать?

Набор инструментов для борьбы с прогрессирующей цифровой деменцией не так и мал. Во-первых, смартфоны должны стать персонами нон-грата в любой школе. В России только пытаются ограничить использование гаджетов, даже закон приняли, только вот он не работает. Попробуйте сейчас на перемене или даже на уроке забрать у школьника телефон, сколько грязи на вас выльют и родители, и само чадо. Школа должна стать, пусть и насильно, зоной детоксикации подростков от интернета. В среднем сейчас школьник проводит в телефоне 6-8 часов – это полноценная трудовая смена.

Во-вторых, настало время особое внимание обратить на старые-добрые дисциплины: чтение, логику, риторику и философию. Получится или нет — вопрос спорный, но можно хотя бы попробовать. Третьим и самым важным компонентом все считают поведение родителей. Если мама с папой рады вручать ребенку смартфон при любом случае, лишь бы отстал, то нас ждет сумеречное будущее. Homo sapiens постепенно эволюционирует в Homo scrollus с непредсказуемыми последствиями.
Евгений Федоров

Комментариев нет:

Отправить комментарий