https://www.9tv.co.il/item/94865
Двенадцать дней, изменившие Ближний Восток
По итогам Первой ирано-израильской войны, уже названной Двенадцатидневной, можно сказать одно: ни у сторонников Израиля, ни у сторонников Ирана ожидания не оправдались.
На общественном уровне для израильтян и для той части мира, которая поддерживает Израиль, эта война должна была закончиться полным разгромом Ирана - его нефтяной и газовой инфраструктуры, ядерных объектов и, главное, крахом режима с физической ликвидацией всех иранских высших руководителей, включая верховного лидера аятоллу Али Хаменеи.
Если режим остался в целости, а ядерные объекты - уничтожены или нет - никто толком сказать не может, а Хаменеи продолжает провозглашать угрозы в адрес Израиля, значит, для многих война будто бы проиграна и ничего не изменилось. Факт устранения Израилем множества иранских военных лидеров, учёных-ядерщиков и способность израильских ВВС за два дня установить полное господство в небе над Ираном, не потеряв при этом ни одного самолёта, не меняет мнение тех, кто ждал окончательного уничтожения режима аятолл.
С другой стороны, сторонники Ирана наоборот празднуют победу над Израилем и, заодно, над Америкой. Но и их ожидания также не оправдались.
"Сионисты" продолжают процветать в своём государстве. Никто их не истребил и не сбросил в море. "Большой сатана" - США - вообще никак не пострадал, если не считать ракетный обстрел американской базы в Катаре, о котором сами же иранцы заблаговременно предупредили, дав возможность американцам эвакуироваться с территории базы на время ракетной атаки.
Обе эти картины - с уничтожением режима Ирана или исчезновением Израиля - существуют лишь в воображении людей, у которых эмоции подменяют способность к конструктивным оценкам. Таких людей, увы, всегда большинство. Отсюда и столь разнообразные, противоречивые мнения, мало имеющие общего с реальными причинами, целями и результатами войны.
Необъявленные цели войны
Израильское руководство никогда не заявляло о цели свержения иранского режима. После первой недели боевых действий звучали косвенные угрозы в адрес Хаменеи, но публичные заявления - это не стратегические цели. Американский президент Дональд Трамп тоже публично говорил, что уничтожить верховного лидера Ирана технически несложно, и что известно, где он находится. И со стороны Ирана были угрозы в адрес израильских политиков.
Нет сомнений: если бы Израиль действительно ставил целью ликвидацию руководства Ирана и полное разрушение государственных центров управления, он добился бы этого в первые дни войны. Способности Израиля - разведка, технологии, ВВС - были наглядно продемонстрированы: точечные ликвидации высокопоставленных военных, командиров КСИР, ведущих инженеров ядерной программы, полное подавление ПВО.
Никто и никогда, ни в Израиле, ни в США, не собирался уничтожать иранский режим полностью. Более того, речь шла лишь о сдерживании и отсрочке иранской ядерной программы, а не о её полной ликвидации. Четыреста килограммов оружейного урана как были, так и остались в руках Ирана, о чем открыто заявляют ведущие СМИ и в США, и в Израиле. Следовательно, потенциал ядерной угрозы никуда не делся.
Вряд ли у здравомыслящих аналитиков и специалистов могут быть сомнения в том, что США и Израиль технически могли эти запасы изъять или уничтожить, но не сделали этого. Остается понять - почему?
Глобальный план и роль иранской угрозы
Зато Иран получил наглядный урок: его небо, что теперь очевидно как для самих иранцев, так и всего мира, абсолютно уязвимо перед израильской авиацией, а режим никак не защищен перед любыми силовыми решениями американской Администрации.
В реальном политическом раскладе иранский режим и его ядерные амбиции не были уничтожены потому, что фактор их существования необходим США в качестве триггера для ускорения глубоких перемен на Ближнем Востоке. Без фактора иранской угрозы невозможно завершить построение глобального американского полюса влияния.
Иранская угроза позволила США формировать новый альянс - арабские суннитские государства и Израиль в едином военном, технологическом и экономическом блоке. Арабские режимы объективно не могут чувствовать себя в безопасности перед шиитским Ираном поодиночке. Только в союзе с Израилем. Без иранской "тени" этот союз был бы невозможен.
Иранская угроза будет оставаться ещё какое-то время перманентным фоном глобальных процессов на Ближнем Востоке. Только теперь эта угроза и её уровень возможно контролировать и при необходимости снижать военными действиями.
Новая архитектура Ближнего Востока кардинально меняет парадигму последних шестидесяти лет, основанную на арабо-израильском конфликте и палестинском вопросе. Сегодня всё очевиднее, что этот конфликт был историческим инструментом давления, а не непреодолимым антагонизмом. Быстрая нормализация отношений и движение к союзничеству с Израилем - лучшее тому подтверждение.
Стратегические и тактические цели
Стратегические цели войны были выполнены полностью:
* Израиль продемонстрировал арабам всю мощь своих военных и технологических возможностей.
* США наглядно показали, что Израиль - их ключевой форпост и союзник. По сути, Трамп продемонстрировал и всем странам Ближнего Востока, и всему миру, что Израиль - это по факту и есть США на Ближнем Востоке.
* Американские тяжёлые бомбардировщики действовали в интересах Израиля, как в интересах США.
* Президент Трамп фактически участвовал в подготовке и ходе всей военной операции Израиля и подтвердил принцип особых отношений, существующий ещё со времён президента Кеннеди. Трамп показал, что по его распоряжению израильские самолеты, находящиеся уже в небе над Ираном, могут быть развернуты обратно, и он на этот раз решил спасти режим. Трамп может заявить, чтобы в Израиле прекратили многолетние судебные расследования в отношении Нетаньяху, которого он назвал настоящим Героем Израиля, и расследования тут же собираются прекратить.
* Форсированно продвинулись Авраамские соглашения и процесс создания единого блока.
Тактические цели также были достигнуты:
- Полное подавление ПВО Ирана.
- Захват господства в воздухе за двое суток.
- Удары по ключевым объектам ядерной программы.
- Уничтожение большинства высокопоставленных иранских военных и инженеров.
- Демонстрация, что баллистические ракеты не способны изменить исход.
- Закрепление концепции доминирования ВВС и технологий над баллистическим потенциалом.
- Слом психологического барьера прямого столкновения.
Война имела и экономический эффект - многократный рост продаж американского оружия в арабские страны.
Истоки глобального проекта
Почему этот процесс стал реальностью именно сейчас? Его корни - в 1991 году, когда США после распада СССР начали перестраивать регион.
Первая война в Заливе показала: Америка может объединить арабов в коалицию. Вторая война ликвидировала Ирак как противовес Ирану. Это позволило Тегерану усилиться и стать угрозой для арабских монархий, которые теперь вынуждены искать защиту у США и сближение с Израилем.
Ближний Восток для Вашингтона - стратегический плацдарм на западных границах Китая и элемент нового геополитического полюса: Индия - Персидский залив - Средиземное море - Европа.
У Израиля нет морских портов, способных отправлять и принимать не только свои собственные грузы, но и тысячи баррелей нефти и газа.
Здесь и возникает проект строительства инфраструктуры, транспортных коридоров и портов. Побережье Газы рассматривается как будущий крупнейший узел для экспорта нефти и газа.
Газа имеет протяженность вдоль моря сорок километров и более всего подходит для строительства столь крупного морского порта с железнодорожными подъездами.
Для этого Газа должна быть окончательно очищена от террористов ХАМАСа. Но это может произойти уже в рамках региональной коалиции при непосредственном участии арабских стран, входящих в новый блок с Израилем.
По логике и по некоторым сообщениям в СМИ, на территории Газы в качестве гарантий безопасности морского узла должна быть построена военная база США в партнерстве с Израилем и арабскими странами региона.
Восстановление сектора также становится вопросом совместных действий Израиля и соседних арабских стран с участием США.
Кровавый спусковой крючок
Очевидно, решив сыграть на опережение и сорвать объединение региона, Иран руками ХАМАСа спровоцировал войну 7 октября 2023 года - нападением на мирных жителей Израиля. Но вместо ослабления Израиля эта атака привела к эффекту домино: подавлению ХАМАСа, ослаблению "Хезболлы", хуситов и шиитских милиций в Ираке, а затем - к ударам по территории Ирана.
Иран сам запустил необратимый процесс. Двенадцатидневная война стала лишь этапом перед новой, уже масштабной войной блоков: альянса США, Запада и арабских стран против Китая и его сателлитов - Ирана, России, Северной Кореи.
Но это уже будет совершенно другая война с совершенно другими целями и совершенно другими итогами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий