https://detaly.co.il/izrailyu-nuzhno-razmyshlyat-o-tom-kakim-budet-budushhee-bez-amerikanskoj-voennoj-pomoshhi/
Израилю нужно размышлять о том, каким будет будущее без американской военной помощи
В следующем году будут отмечаться две исторические и отчасти противоречивые годовщины: 75 лет независимости Израиля и 50 лет зависимости от масштабной военной помощи США. Первая — это праздник чудесного национального возрождения. Другая — тяжелая необходимость военного времени, которая стала частью замечательных «особых отношений» между мировым колоссом и небольшим региональным игроком.
Сейчас Израиль находится на середине десятилетнего пакета американской военной помощи. Когда он завершится в 2028 году, Израиль станет бенефициаром военной помощи США на сумму 170 миллиардов долларов, почти вся она была оказана в период после войны Судного дня 1973 года. Уже начались двусторонние консультации по поводу следующего пакета.
Стратегическое обоснование для принятия последующего пакета кажется очевидным, тем более что администрация Байдена уже частично признала его необходимость. Вопрос заключается в том, должен ли Израиль на самом деле сделать это, или же иные стратегические интересы могут предложить ему либо полностью отказаться от этого варианта, либо, что более вероятно, предложить поэтапное прекращение помощи, как это сделал Нетаниягу с экономической помощью США в 1990-х годах.
Американская военная помощь, в конце концов, обязательно закончится. Израиль может активно инициировать изменения в выбранное им время, возможно, в обмен на критическую небюджетную «компенсацию» (например, американо-израильский договор по обороне) или попытаться продержаться еще несколько лет, рискуя быть втянутым в это против своей воли. Конгресс приветствовал бы инициативу Израиля о постепенном прекращении помощи и, вероятно, щедро вознаградил бы его. Окончание текущего десятилетнего пакета может стать подходящим моментом.
Масштабная американская программа помощи Израилю началась, как чрезвычайный ответ на граничащую с катастрофой войны Судного дня и была разработана для восстановления разрушенного ЦАХАЛа, а не для того, чтобы стать постоянным источником, а то и основой поддержки.
Изменения в характере военных действий и угроз, с которыми столкнулся Израиль в последующие десятилетия, впоследствии потребовали продления срока действия этого соглашения. Огромный ракетный арсенал «Хизбаллы» стал беспрецедентной угрозой для гражданского тыла Израиля, а ядерная программа Ирана — потенциально экзистенциальной угродой. Действительно, Иран является самым опасным противником, с которым когда-либо сталкивался Израиль.
Американская военная помощь обеспечивает ЦАХАЛу стабильный и предсказуемый бюджет, что имеет решающее значение для долгосрочного планирования. Военная помощь также стала ощутимым доказательством прочности «особых отношений» и лакмусовой бумажкой для проверки произраильских убеждений членов Конгресса. Как метко выразился один острослов, «когда вы получаете 30 миллионов долларов в год, вы – получатель пособия, объект социального обеспечения; когда вы получаете 3 миллиарда долларов, вы – строка в бюджете».
Израиль больше не сталкивается со значимыми обычными угрозами. Сирийская и иракская армии — основные угрозы, для противодействия которым создавался ЦАХАЛ, — были разрушены в результате гражданских войн, а большинство арабских стран либо отказались от практических намерений вступить в войну с Израилем, либо находятся с ним в состоянии мира. Более того, растущая региональная интеграция значительно улучшила общую стратегическую позицию Израиля, и Израиль стал сильнее и безопаснее, чем когда-либо прежде. Если только Иран не станет ядерным, экзистенциальная стадия конфликта закончится. Но даже в этом случае Израиль сможет обеспечить свою безопасность путем сдерживания.
Такая драматическая трансформация стратегического положения Израиля всего за несколько десятилетий является заслугой как его собственной стойкости, так и «особых отношений», основополагающей целью которых, как постоянно заявляют США, является предоставление Израилю возможности «самостоятельно защитить себя от всех региональных угроз». Таким образом, это четкое обоснование, как для продолжения помощи, так и для начала возможного ее свертывания.
Израиль явно сможет выжить без помощи США, которая сегодня составляет всего 3 процента государственного бюджета и менее 1 процента ВВП, что в разы меньше, чем в начале его существования. Ее прекращение было бы, безусловно, болезненным – о чем свидетельствуют крики возмущения министров при каждом даже незначительном сокращении бюджета — но не непреодолимым. С другой стороны, помощь США составляет около 40% общего бюджета ЦАХАЛа и практически весь его бюджет на закупки. Без существенного изменения национальных приоритетов последствия для ЦАХАЛа будут серьезными.
Прекращение военной помощи не окажет существенного влияния на давнюю стратегическую цель Израиля — самообеспечение. Его зависимость от США заключается не в денежной стоимости военной помощи, а в общих стратегических отношениях, включая совместное стратегическое планирование, противоракетную оборону, двусторонние и трехсторонние учения, фактическую гарантию безопасности, дипломатическую поддержку и право вето США в Совете Безопасности ООН, которое неоднократно предотвращало санкции против Израиля, в том числе в связи с его предполагаемым ядерным потенциалом.
Израиль по-прежнему будет зависеть от США во всем этом, и на практике мало что изменится, кроме стоимости оружия, которое теперь будет оплачиваться в полном объеме.
Доводы в пользу продолжения помощи ослаблены давним отказом Израиля при Нетаниягу поддержать решение о создании двух государств для решения израильско-палестинского конфликта. Его еще больше ослабляет то, что Израиль превратился в состоятельную страну, особенно в то время, когда бюджет США испытывает растущую нагрузку.
Израиль желает достичь соглашения по следующему пакету помощи в кратчайшие сроки. В основе этого решения Израиля лежат как существенные причины, касающиеся требований долгосрочного планирования вооруженных сил, особенно ВВС, так и растущая обеспокоенность тем, что американская политика такова, что со временем достигнуть соглашения будет все труднее.
Во время президентских выборов 2020 года, впервые в истории, три ведущих кандидата-демократа — сенаторы Уоррен и Сандерс, и нынешний министр транспорта Буттиджич — предложили поставить американскую военную помощь в зависимость от изменений в политике Израиля на Западном берегу.
До этого военная помощь была святым Граалем «особых отношений», сакральным аспектом, не подлежащим обсуждению. Хотя большая часть Демократической партии остается приверженной отношениям с Израилем, включая военную помощь, они все больше ставятся под сомнение либеральными левыми, особенно прогрессивным крылом. Условность предоставления помощи, что до недавнего времени было отклонением, присущим радикалам, пробивает себе дорогу в мейнстрим.
В 2021-м, после конфликта с ХАМАСом, Израиль получил тревожное предвестие будущих трудностей в виде задержки на год чрезвычайных ассигнований на противоракетную оборону. Хотя необходимое законодательство впоследствии было принято подавляющим большинством голосов, оно должно было пройти как по маслу, и сам факт того, что горстка законодателей сумела вызвать задержку, стал тревожным сигналом для Израиля.
Более того, изменения, происходящие в американской демографии, которые совершенно не связаны с Израилем, скорее всего, уменьшат будущую поддержку отношений между США и Израилем. Пока Байден находится на своем посту, Израилю не о чем беспокоиться, но сомнения по поводу его возможного преемника указывают на целесообразность скорейшего закрепления позиций.
Исход предстоящих выборов в Израиле окажет решающее влияние на будущее военной помощи и «особых отношений» в целом. Сенатор Боб Менендес (демократ от штата Нью-Джерси), один из самых больших друзей Израиля, недавно предупредил, что если Нетаниягу возглавит радикальную правую коалицию, отношения с Израилем сильно пострадают. И наоборот, если к власти придет умеренная коалиция, Израиль найдет в лице Байдена дружелюбного собеседника.
Как бы то ни было, почти автоматическое ежегодное продление военной помощи уже не является предрешенным фактом, каким оно было на протяжении десятилетий. Израиль должен хотя бы начать размышлять о том, каким может быть будущее без американской военной помощи.
Чак Фрейлих, «ХаАрец», М.Р. Фото: Илан Асаяг
Автор – бывший зампредседателя Совета национальной безопасности Израиля, автор книг «Дилеммы Сиона: как Израиль делает политику национальной безопасности», «Израильская национальная безопасность: новая стратегия в эпоху перемен» и готовящейся к изданию книги «Израиль и киберугроза: как страна-стартап стала глобальной сверхдержавой»
всё равно израиль с помощью всевышнего найдёт решение) в том числе и с помощью союзника - индии= не даром часть заказов из америки в своё время израиль перевёл в индию в виде совместного производства с индией
ОтветитьУдалить