понедельник, 23 марта 2020 г.

Машиностроение России и СССР: сравнение в цифрах и фактах

https://topwar.ru/169323-mashinostroenie-rossii-i-sssr-v-chju-polzu-sravnenie.html

Машиностроение России и СССР: сравнение в цифрах и фактах

В середине февраля глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов сообщил РИА Новости, что первый серийный фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» будет передан ВМФ России в первом квартале этого года. Март заканчивается, но Андреевского флага над новым фрегатом пока не видно.
Привычки нового времени
Меж тем, фрегат уже почти шесть лет на воде, а строительство его тянется с 2009 года. Много это или мало? На память приходит корабль совсем другого класса – тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» «Адмирал Нахимов».
Его построили в советское время за пять с половиной лет. Сейчас крейсер модернизируют на северодвинском «Севмаше». Активная фаза работ идёт здесь с 2013 года. Сроки их окончания назывались разные. Теперь говорят: «Адмирала Нахимова» передадут флоту к концу 2021 года. Даже если принять этот срок за окончательный, получается, крейсер простоит на верфи на три с лишком года больше, чем строился. Сравнение, как видим, не в пользу нашего времени.
Подобные примеры можно встретить не только в судостроении, но и в других отраслях машиностроения – базовых в промышленности страны. Девяностые годы приучили нас к тому, что Россия во многом потеряла своё машиностроение, резко упали его объёмы. И это действительно так.

На долю Советского Союза проходилось 20% мирового промышленного производства. Российская Федерация тогда отдельно в международный учёт не шла, но сейчас Объединение немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования в своей аналитике ставит Россию на 23 место – после Сингапура, Финляндии и Чехии.
*****
Так, доля машиностроения в промышленности СССР составляла порядка 40%. В развитых странах этот показатель сегодня держится в диапазоне 30-50%. В России на машиностроение приходится 15-20% общего объема промышленной продукции.
*****
Что мы потеряли?
По экспертным оценкам, за постсоветское время в России производство зeрнoуборочных комбайнов сократилось в 11 раз, колёсных тракторов – в 15, экскаваторов – в 17, кормоуборочных комбайнов – в 20, бульдозеров – в 29, гусеничных тракторов – в 270 раз.

Это только одна часть продукции машиностроения. Она – наиболее чувствительная для страны, поскольку связана с производством продовольствия. Порядок цифр здесь такой: в Германии на 1 000 га пашни приходится 64 трактора, в США – 25, в Канаде – 16, в Белоруссии – девять. В России – всего три...
*****
Наш внутренний спрос машиностроители обеспечивают всего на 30-35% с долей собственных элементов в 25-30%.

Комментариев нет:

Отправить комментарий