https://detaly.co.il/arabskie-gosudarstva-ne-speshat-prisoedinyatsya-k-planu-trampa-po-gaze/
Арабские государства не спешат присоединяться к плану Трампа по Газе
План администрации президента США Дональда Трампа по послевоенному устройству сектора Газа сталкивается с новыми вызовами: арабские государства, вероятно, не решатся направлять войска или выделять финансирование без твердой поддержки США и четких политических гарантий того, что ХАМАС разоружится и конфликт не возобновится.
Соединенные Штаты настаивают на создании международных стабилизационных сил для наблюдения за переходным периодом в Газе и обучения палестинской полиции.
Однако ситуация не выглядит стабильной. Режим прекращения огня находится под постоянной угрозой, так как боевики ХАМАСа атакуют израильских солдат, а ЦАХАЛ в ответ наносит удары по Газе. Кроме того, по мере того как израильские силы отступают из нескольких районов сектора, ХАМАС перегруппировывается и восстанавливает контроль.
Страны региона, похоже, все больше опасаются унаследовать нестабильность Газы и быть втянутыми в конфликт в отсутствии четких гарантий безопасности и долгосрочного политического плана.
Это прямо высказал король Иордании Абдалла II, когда в интервью BBC на прошлой неделе предупредил, что «ни одна страна» не готова вводить войска в Газу и рисковать прямой конфронтацией с ХАМАСом и израильской армией. «Каков мандат сил безопасности в Газе? И мы надеемся, что это миротворческая деятельность, потому что если это принуждение к миру, никто не захочет этим заниматься», — сказал он.
Абдалла заявил, что, хотя Иордания и Египет готовы помогать в подготовке палестинской полиции, но «если мы будем патрулировать Газу с оружием, это не та ситуация, в которую захочет вмешиваться ни одна страна».
И это касается не только Иордании. Очевидно, ни одно арабское государство не хочет становиться участником боевых действий. Они также не хотят вступать в противостояние с ХАМАСом и рисковать быть обвиненными в том, что воюют с палестинцами.
Сомнения региональных государств вызывает и отказ США вводить войска в Газу и, таким образом, предоставить военные гарантии реализации плана. Пока Вашингтон лишь разместил около 200 человек в Гражданско-военном координационном центре в Кирьят-Гате на юге Израиля для наблюдения за соблюдением режима прекращения огня.
Таким образом, пока остается неясным, какие страны могут внести свой вклад в предлагаемые стабилизационные силы. Индонезия и Азербайджан называются среди возможных участников, и, как сообщается, обе страны ведут предварительные переговоры. Также обсуждается участие Турции – однако премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу уже выразил свое несогласие и заявил в воскресенье: «Израиль определит, какие силы для нас неприемлемы, и именно так мы будем действовать и будем действовать дальше».
В вопросе финансирования восстановления сектора Газа также остается много неопределенности. Страны Персидского залива отказываются от перспективы оплаты расходов на восстановление, оцениваемых в 70 миллиардов долларов, без четких гарантий со стороны Вашингтона относительно того, как будет разоружен ХАМАС и как будет развиваться послевоенная политическая система.
Агентство Bloomberg на прошлой неделе сообщало, что Саудовская Аравия, как ожидается, будет опираться на Катар, Объединенные Арабские Эмираты и, возможно, Кувейт для обеспечения основной части финансирования восстановления сектора Газа, поскольку Эр-Рияд сталкивается со значительным бюджетным дефицитом.
Однако опираться на другие государства Персидского залива может оказаться непросто. На недавнем саммите Reuters NEXT в Абу-Даби Анвар Гаргаш, дипломатический советник президента ОАЭ Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна, заявил, что «ОАЭ нужны две вещи: политическая ясность» в отношении того, куда движется сектор, и «оперативные механизмы и безопасность».
Гаргаш добавил: «Мы хотим помочь, но… нам нужна долгосрочная перспектива, которая гарантирует, что мы действительно увидим палестинское государство».
Саудовская Аравия подчеркнула, что любые масштабные усилия по восстановлению должны сопровождаться передачей власти реформированной Палестинской администрации. Несмотря на прошлые сомнения в эффективности и компетентности ПА, ОАЭ, похоже, также рассматривают ее реформированную версию как жизнеспособный вариант управления послевоенным сектором Газа.
В плане Трампа из 20 пунктов говорится, что после завершения восстановления Газы и проведения реформ в Палестинской администрации «могут, наконец, возникнуть условия для реального пути к самоопределению и государственности Палестины», но никаких дополнительных гарантий он не дает. Критики утверждают, что в плане отсутствуют детальные механизмы реализации реформ, сроки их реализации и роли международных субъектов в контроле за этим процессом.
Единственное государство, которое, кажется, готово участвовать в восстановлении без предварительных условий, это Катар – место пребывания политического офиса ХАМАСа. Чиновники страны неоднократно подчеркивали, что управление сектором Газа — это дело палестинцев.
Однако страны Персидского залива уже не раз восстанавливали части сектора Газа после военных кампаний Израиля – лишь для того, чтобы новый виток конфликта свел эти инвестиции к нулю. Неудивительно, что теперь доноры опасаются вкладывать ресурсы в очередные недолговечные соглашения.
Региональные правительства ясно дали понять, что любое послевоенное присутствие сил безопасности в Газе должно основываться на международно-санкционированной основе. Они хотят, чтобы мандат любых сил был определен Советом Безопасности ООН для обеспечения их юридической легитимности, и, по сообщениям, американские дипломаты работают с французскими и британскими коллегами над проектом соответствующей резолюции СБ ООН.
Одним из региональных прецедентов являются Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ), чей мандат включает в себя наблюдение за прекращением боевых действий между Израилем и «Хизбаллой», поддержку развертывания ливанских вооруженных сил и помощь в восстановлении государственной власти на юге Ливана.
Однако израильские чиновники давно критикуют ВСООНЛ за неэффективность, и получение одобрения Израиля на такую миссию может стать очередным серьезным разногласием.
Александра Аппельберг, «Детали»
Комментариев нет:
Отправить комментарий