среда, 9 октября 2024 г.

Почему Запад все еще поддерживает Израиль? Скрытая, но самая важная причина

 https://detaly.co.il/pochemu-zapad-vse-eshhe-podderzhivaet-izrail-skrytaya-no-samaya-vazhnaya-prichina/

Почему Запад все еще поддерживает Израиль? Скрытая, но самая важная причина

Вечером 7 октября 2023 года, через 12 часов после того, как ХАМАС начал атаку из Газы, израильские министры задавались вопросом, сколько времени у них будет на ответный удар.

То, что теперь в Газе начнется война и ЦАХАЛ войдет туда, чтобы уничтожить военный потенциал ХАМАСа, было само собой разумеющимся. Но как надолго?

В каждой войне, начиная с Синайской кампании 1956 года и заканчивая Второй ливанской войной 2006 года, Израиль в какой-то момент был вынужден прекращать боевые действия и отступать. Международное сообщество во главе с США включало «таймер», заставляя Израиль согласиться на прекращение огня.

У тех, кто планировал эту войну, не было сомнений в том, что время, которым располагает Израиль для уничтожения ХАМАСа, тоже будет ограничено. У них будет «окно легитимности». Но все окна в какой-то момент закрываются.

В те первые дни мало кто ожидал, что это окно останется открытым в течение целого года и что к первой годовщине ЦАХАЛ будет по-прежнему свободно действовать в Газе.

Первая фаза наземной кампании в Газе, начавшаяся 27 октября, — мощный бронетанковый штурм города Газы — разрабатывалась в основном с учетом этого. Ожидалось, что будет лишь короткое по времени окно, когда Израиль сможет нанести удар по сердцу военной и управленческой структуры ХАМАСа. В какой-то момент в недалеком будущем международное давление закроет это окно.

Однако спустя год окно все еще открыто. Попытки администрации президента США Джо Байдена и других правительств закрыть его были несерьезными. Против Израиля не было введено никаких реальных санкций, а эмбарго на поставки оружия было минимальным.

Серьезное давление было направлено лишь на то, чтобы открыть доступ в Газу для гуманитарных грузов и ограничить масштабы боевых действий в секторе (например, с этим была связана задержка с вводом войск в Рафиах) — но не на прекращение войны.

Этому существует множество объяснений. Одно из них — уникальные отношения президента Байдена с Израилем и слабость других западных лидеров, озабоченных внутренними проблемами.

Еще один фактор — то, что начало войны пришлось на год выборов в США. И наконец, повлиял на ситуацию и тот факт, что арабские страны, с которыми у Израиля уже есть дипломатические отношения, не пригрозили их разорвать. Зачем Западу напрягаться, если арабы лишь демонстрируют пустую риторику, на самом деле надеясь, что Израиль покончит с ХАМАСом?

Все это сыграло свою роль. Но есть и более глубинная причина. Ее упускают из виду авторы большинства статей, хотя она во многом объясняет нежелание Запада и суннитских арабских стран оказывать давление на Израиль.

В сегодняшней геополитической реальности, когда Соединенные Штаты и их союзники сталкиваются с проблемами по всему миру — от Украины до Венесуэлы и Тайваня, — Израиль является важнейшей частью альянса. Он предоставляет военные технологии и опыт в противостоянии с Ираном — ключевым участником «оси зла».

Возможно, это не слишком популярно, особенно когда Израиль возглавляет непопулярный лидер.(?) Но Запад нуждается в Израиле как в союзнике, и это реальный тормоз для любого давления. То, что Израиль привносит в альянс, можно выразить двумя словами — «Железный купол». В очень широком понимании этих слов.

Что Израиль приносит на стол переговоров

Ведя репортаж из Украины в первые месяцы войны там в 2022 году, я ожидал встретить негативную реакцию на позорную политику нейтралитета Израиля после российского вторжения. Но в беседах и интервью я не обнаружил никаких признаков враждебности. Все украинцы, с которыми я встречался, считали Израиль «родной душой».

Они противостояли более крупному и мощному российскому захватчику. Израиль с его войнами против арабских соседей был для них примером для подражания.

Они на удивление снисходительно относились к стремлению Израиля не разозлить Владимира Путина, но заканчивали каждый разговор словами: «Только, пожалуйста, пришлите нам „Железный купол“».

По иронии судьбы, из всего того, что Израиль мог и должен был послать Украине, система противоракетной обороны «Железный купол» была бы наименее полезной.

Разработанная для защиты относительно небольших территорий и перехвата ракет малой дальности «Железный купол» был бы малопригоден в Украине, которой приходится защищать широкие просторы от российских дальнобойных ракет.

При этом за 13 лет, прошедших с момента ввода «Железного купола» в эксплуатацию, он стал символизировать гораздо больше, чем просто сумму своих возможностей.

Один из политиков, который хорошо разбирается в символах, — бывший президент США Дональд Трамп. В речи на Республиканском национальном съезде в июле он сказал: «У Израиля есть „Железный купол“. По Израилю было выпущено 342 ракеты, и только одна пробилась».

Это неправда. Система «Железный купол» практически не участвовала в перехвате 300 с лишним иранских ракет и беспилотников в апреле 2024 года. Но факты редко имеют значение для Трампа. И, конечно, они не помешали ему пообещать: «Мы построим „Железный купол“ над нашей страной».

«Железный купол» как система не поможет защитить огромные Соединенные Штаты Америки от российских или китайских межконтинентальных баллистических ракет. Но «Железный купол» означает гораздо больше.

«Железный купол» стал символом того, что приносит Израиль. Это второе израильское оружие, окруженное таким глобальным уровнем легенды. Первым был «Узи», компактный и прочный пистолет-пулемет, разработанный для ЦАХАЛа еще в 1950-х годах. Как и «Железный купол», он получил славу гораздо больше, чем его реальное военное применение.

Фактически «Узи» достиг своего пика популярности в культуре уже после того, как его сняли с вооружения в большинстве израильских боевых частей. Но в 80-е годы, когда Голливуд снимал свои лучшие боевики, в них всегда была сцена, в которой Чак Норрис, Арнольд Шварценеггер или Сильвестер Сталлоне выбирались из неприятностей с «Узи» в каждой руке.

Это было воплощение изобретательности нашей маленькой, зажатой в тисках нации, борющейся за выживание вопреки всему. «Узи» был маленьким, умным и смертоносным. Подходящий символ для всего, чем был Израиль в первые десятилетия своего существования.

«Железный купол» — не просто самое узнаваемое израильское оружие. Это символ того, как Израиль воспринимают на Западе сегодня.

В отличие от «Узи» с его квадратной рамой и ноздреватым стволом, у «Железного купола» нет четких и узнаваемых очертаний. Восторженные подростки не могут представить себя палящими из него по плохим парням в стиле Сталлоне.

«Железный купол» — это секретные алгоритмы, маленькие дымки в небе или длинные золотые полосы в ночи. Вы не можете понять, как именно он работает. Вы только понимаете, что он работает, и гениальные израильтяне сделали это снова. Только теперь вместо того, чтобы сварить вместе несколько штампованных кусков стали с помощью хитрой пружины, они сделали это с помощью математики и технологий.

«Железный купол» — не просто одна из систем противоракетной обороны Израиля. Это слово, обозначающее все, что Израиль привносит в альянс: технологии, огневую мощь, ноу-хау и обмен разведданными.

Образ военной доблести и опыта, который может оценить даже Трамп, не имеющий ни малейшего представления о военной стратегии.

И если даже Трамп это поймет, то понимают и более проницательные лидеры, которые последние два с половиной года пытаются понять, как Запад сможет противостоять возрождающейся России и все более агрессивному Китаю.

Западу приходится делать это после десятилетий низких оборонных бюджетов, отсутствия инвестиций в военную промышленность и нехватки кадров, из-за которой вербовщики Корпуса морской пехоты США отправляются аж в Микронезию. И западные политики знают, что они не могут позволить себе отказаться от маленькой страны, которая умеет создать передовую военную мощь при столь ограниченных ресурсах.

Этот образ передового и эффективного Израиля помогал держать окно возможностей в Газе открытым в течение последнего года. Многое из произошедшего за последние 12 месяцев — полный провал разведки и технологий 7 октября и последовавшее за этим массовое разрушение Газы — изрядно попортило этот образ. Однако Израиль смог воспользоваться репутацией, созданной до войны.

В случае с Украиной все было наоборот. Накануне российского вторжения Запад уже готов был сдаться и предложить президенту Владимиру Зеленскому вертолет, чтобы тот улетел и создал правительство в изгнании.

В последующие дни и недели выяснилось, что доблестные украинцы умеют прижимать, разрезать и в конце концов уничтожать громоздкие бронетанковые колонны России. И Запад начал наращивать поддержку Украины, предоставляя ей все более современное и тяжелое вооружение стоимостью десятки миллиардов долларов.

Дело не в моральной поддержке Украины. Речь о том, что Запад получил выгоду от снижения потенциала России, обнажив ее уязвимые места и получив время для подготовки собственной обороны. Украина содействует этому с февраля 2022 года. Поэтому сейчас у нее есть парк истребителей F-16 и сотни западных танков.

Израилю повезло, что ему не пришлось приводить геополитические аргументы, когда началась война в Газе. Кроме всех усилий публичной дипломатии, всех свидетельств резни 7 октября, то, что удерживало Запад на израильской стороне, —необходимость иметь Израиль в альянсе.

Именно поэтому лидерам Великобритании и Франции — двух стран, которые практически не продают оружие Израилю, — потребовался почти год внутриполитического давления, чтобы продемонстрировать пустой жест. Они заявили о прекращении поставок оружия, хотя на самом деле их военные и разведывательные службы по-прежнему плотно сотрудничают с Израилем.

Именно поэтому, несмотря на войну, самым важным событием в израильско-европейской торговле оружием стало недавнее подписание Германией контракта на 4,4 миллиарда долларов на покупку израильской системы противоракетной обороны «Хец». «Хец» станет краеугольным камнем европейской инициативы «Небесный щит».

Все это не означает, что у Израиля есть открытый чек на еще один год войны — не только в Газе, но и с «Хизбаллой» в Ливане и с Ираном.

Это означает, что расчеты западных стран, стоит ли продолжать поддерживать Израиль, диктуют и будут диктовать не кадры кровавой бойни в Газе, а все те же прагматические расчеты, которые могут быть перечеркнуты тотальной войной с Ираном — и ее более широкими геополитическими последствиями для мировой энергетики и Китая.

Преимущество Израиля в виде «Железного купола» делает его ценным активом для западного альянса. 

Аншель Пфеффер«ХаАрец»


Комментариев нет:

Отправить комментарий