Страницы

Страницы

понедельник, 8 сентября 2025 г.

Евреи Нью-Йорка между симпатией к кандидату и его враждой к Израилю

Комментарий:
По статистике результатов всех последних выборов в США более 82% евреев Америки являтся левыми ассимилянтами.
Все известные истории реформисты иудаизма, нначиная с Савла, в итоге все равно становятся врагами Израиля.
Эдмонд Сарно
*****************
Зохран Мамдани, кандидат от демократической партии на пост мэра Нью-Йорка, — обаятелен, привлекателен, умен и прирожденный политик. Энергичный, чрезвычайно талантливый и всего лишь тридцати трёх лет, он провёл блестящую кампанию на праймериз демократов.

Не слишком ли это хорошо, чтобы быть правдой? К сожалению, да. Несмотря на все свои достоинства, этот привлекательный, красноречивый человек, обладающий популярностью и почти трампистским чутьём в политике, является яростным, непримиримым антисионистом.

Как и большинство ньюйоркцев, я был глубоко впечатлён Мамдани и его замечательной способностью находить общий язык с избирателями разных возрастов и этнических групп. Меня впечатлило и его послание: он не предлагал банальных фраз или сложных программных документов, а снова и снова подчёркивал, что стоимость жизни губит простых людей.

У бывшего губернатора Нью-Йорка Эндрю Куомо и его прочих соперников из истеблишмента не было шансов; они выглядели косными и оторванными от реальности и проиграли своему энергичному молодому сопернику с двузначным отрывом.

Но его взгляды на Израиль совершенно ясны. Мамдани выражал их многократно и без двусмысленностей. С самых первых дней своей политической активности, ещё студентом колледжа Боудойн, он отказывался признавать право Израиля на существование как еврейского государства. Этого мнения он придерживался и в день кровавой бойни 7 октября, и столь же твёрдо — 8 октября.

Став кандидатом на пост мэра Нью-Йорка, города с полутора миллионами евреев, Мамдани был обязан чётко обозначить, как он будет вести себя в вопросах, связанных с Израилем. Наибольшее внимание привлёк его отказ во время праймериз демократов осудить использование лозунга «глобализировать интифаду». Он утверждал, что этот термин выражает лишь солидарность с палестинцами, но многие демократы и другие, и, конечно, многие евреи, справедливо настаивали: на деле это означает «убивать евреев».

Под давлением Мамдани заявил, что будет отговаривать от использования этого выражения, но не станет его осуждать — такая оговорка удовлетворила немногих из его критиков. Если фраза оскорбительна, почему не осудить её прямо?

Его враждебность к Израилю выражалась и во многих других формах. Он дал понять, что в случае избрания мэром намерен ввести какую-то форму бойкота против Израиля, выступал за академический бойкот израильских университетов, что согласуется с его поддержкой движения бойкота, изъятия инвестиций и санкций (BDS). Нарушив давнюю традицию, он пообещал не посещать Израиль в случае победы на выборах.

А как же евреи Нью-Йорка отреагировали на заявления и угрозы Мамдани? К удивлению многих, большинство не выразили серьёзной обеспокоенности — по крайней мере, менее, чем можно было бы ожидать. Причины этого не вполне ясны.

Одна из возможностей в том, что большинство из 700 тысяч еврейских избирателей Нью-Йорка, как и большинство горожан, считают предрешённым, что Мамдани победит, и поэтому стратегия «подождать и посмотреть» может казаться разумной.

Ведь его главные соперники — коррумпированный нынешний мэр Нью-Йорка, безвестный республиканец и бывший губернатор-демократ с огромным багажом проблем, который едва ли проявляет желание занять этот пост. Чтобы кто-то из них победил Мамдани, потребовалось бы почти чудо.

Другая возможность заключается в том, что большинство еврейских ньюйоркцев — включая и меня — в политическом плане склонны к левым взглядам и потому сочувствуют прогрессивной позиции Мамдани во внутренних вопросах. Именно эти темы до сих пор и доминировали в общественной дискуссии.

Разумеется, предпринимались попытки оттолкнуть еврейскую поддержку от Мамдани, представляя его как радикала во внутренней политике, если не как оголтелого социалистического безумца. Большинство евреев не являются радикалами и не поддержали бы Мамдани, если бы воспринимали его как опасного экстремиста, каким его стараются выставить оппоненты.

Несмотря на заявления республиканцев, ньюйоркцы вовсе не жаждут прихода Ленина; в экономике, расшатавшейся из-за тарифов Трампа, они хотят лишь продвигаться вперёд и содержать свои семьи, а Мамдани обещает им именно это.

Иными словами, Мамдани — привлекательный кандидат с привлекательной программой. И хотя еврейские лидеры пытались бить тревогу из-за его взглядов на Израиль, летом, в тихий сезон, оказалось трудно вызвать у еврейской общины в целом интерес и обеспокоенность отношениями этого кандидата с Израилем.

Эта тема становится ещё более острой в нынешний момент, так как особенно сильно привлекает молодых евреев, многие из которых справедливо возмущены действиями Израиля в Газе. Те же молодые евреи часто утверждают, что в должности мэра Мамдани не будет иметь никакой роли во внешней политике. Поэтому они раздражаются всякий раз, когда кто-то критикует их кандидата за его взгляды на Израиль. «Почему мы вообще об этом говорим?» — вопрос, который часто слышен. «Эти выборы — о Нью-Йорке, а не об Израиле».

Должны ли мы из всего этого заключить, что Мамдани не понесёт никакого ущерба за своё противостояние еврейскому государству?

Сказать трудно. Отрицать нельзя: поддержка Израиля среди евреев снизилась по мере того, как война в Газе затягивается, а число погибших мирных жителей растёт. Нью-йоркские евреи сердятся на Израиль, возмущены Газой и испытывают отвращение к каханистам, сидящим в израильском кабинете. И следует помнить, что, несмотря на свою резкость в вопросе Израиля, Мамдани одержал убедительную победу на демократических праймериз.

Тем не менее, я считаю, что в оставшиеся два месяца до всеобщих выборов, когда кампания разгорится и взгляды Мамдани подвергнутся куда более интенсивному вниманию, динамика гонки изменится.

Поддержка Израиля снизилась, но вовсе не исчезла, и еврейские избиратели, которые до сих пор не уделяли внимания гонке за пост мэра — а это большинство, — начнут прислушиваться к тому, что говорят кандидаты. И я готов спорить, что когда они это сделают, им совсем не понравится то, что они услышат от Мамдани.

По моему мнению, Мамдани играет с еврейскими избирателями некрасивую игру. В эпоху Газы, под управлением премьер-министра Биньямина Нетаниягу, критиковать Израиль — не проблема. Критиков полно, особенно в демократической партии, и даже самые преданные сторонники Израиля призывают к большему «балансу» в подходе Америки к израильско-палестинскому конфликту. Некоторые сторонники Мамдани, пользуясь развернувшейся дискуссией, хитро намекают, что он просто ещё один критик среди многих на фоне продолжающейся войны.

Если бы это было так, конечно, поводов для споров почти не было бы. Если бы Мамдани отстаивал какую-то форму решения в виде двух государств, я сам проголосовал бы за него.

Но Мамдани — не критик Израиля, он ненавистник Израиля.

Несмотря на некоторые совсем незначительные риторические корректировки, он остаётся тем, кем всегда был, — противником еврейского государства. Его ядовитое презрение к Израилю настолько далеко выводит его за пределы еврейского общественного мейнстрима, что евреям с даже минимальной привязанностью к Израилю будет нелегко его поддержать. И хотя некоторые, ввиду отсутствия альтернатив, всё же поддержат его, сделают это они с неохотой и тревогой.

Также верно и то, что Мамдани не сказал ни слова о печальном положении ислама в деле продвижения демократии и религиозного плюрализма. Израиль, где 20 процентов граждан — неевреи, имеет показатели выше среднего в этом отношении. Поскольку Мамдани выступает против еврейского характера Израиля, он мог бы проявить порядочность и высказаться о Пакистане и других странах мусульманского мира, которые не являются ни демократическими, ни плюралистическими.

Что же должны сделать евреи на этих выборах? Я не говорю людям, как голосовать, и, как уже отметил, считаю почти несомненным, что Мамдани будет избран.

Но и до, и после выборов моё обращение к еврейским жителям Нью-Йорка таково: просвещать, просвещать и ещё раз просвещать. Используйте победу Мамдани на праймериз как повод просвещать жителей Нью-Йорка об Израиле.

Это означает ясно показать, что вдумчивая критика Израиля в этот трудный момент и приветствуется, и необходима, и будет поощряться от всех кандидатов. Это означает предлагать собственную критику и призывать к возобновлению дипломатии и прекращению войны в Газе. Это означает требовать, чтобы Мамдани прекратил игры словами и наконец честно сказал, чего именно он ждёт от Израиля и чего он требует.

И это означает заявить жителям Нью-Йорка и людям всего мира, что еврейское государство должно существовать, и что утверждать обратное — значит совершать акт враждебности по отношению к еврейской общине и ко всем евреям.

Раввин Эрик Х. Йоффи, «ХаАрец»,

был президентом Союза за реформированный иудаизм (Union for Reform Judaism, URJ) — общинного крыла Реформистского иудаизма в Северной Америке

Комментариев нет:

Отправить комментарий