Было время – репатрианты спасали Израиль. Каждый новый гражданин Еврейского государства считался залогом его обороны и процветания. Бедный, окруженный лютыми врагами, Израиль встречал с распростертыми объятиями каждого, кто совершал подвиг алии.

Прошли десятилетия. Мы стали совсем другой страной: сильной, богатой, с прекрасной армией и с великолепной медициной. Житель Израиля находится не в меньшей безопасности, чем обыватель в Париже, Лондоне, Вашингтоне или Москве, и, тем не менее, мы продолжаем пускать слюни от восторга и благодарности при новости, что процент новоприбывших вырос, и какая-либо приметная личность собирается на ПМЖ в наши Палестины. Какой подвиг!

Какое самопожертвование! Какой отчаянный, героический поступок! К нам, из самого Парижа или Москвы?! Из очага культуры в нашу дикость?! Нет, быть того не может! К нам, несчастным, обиженным Богом и судьбой, к народу отверженному, в «страну на кончике пера» и пр.

Каждый раз тошнит, когда слышу эти сопли и вопли. Мы ведем себя так, как будто каждый новый репатриант мужественно, чуть ли не с риском для жизни, своим появлением подтверждает нашу легитимность, как государства и становится залогом существования, как народа.

Сегодня все не так. Мы давно уже не те, кем были в середине прошлого века. Государство Израиль не рассыпаться должно в благодарности перед репатриантами, а ждать от них уважения, благодарности и понимания, что их принимает единственная в мире страна, считающая себя родиной и крепостью всех евреев мира. Принимает, гарантируя минимум поддержки в новых жизненных условиях, в справедливой надежде, что о максимуме позаботится сам репатриант.
Израиль заселен сверх всякой меры при полном порядке с рождаемостью, но даже в этих условиях он не собирается отказываться от Закона о возвращении. И это правильно. Только следует, как мне кажется и как можно быстрей, отказаться от унизительной позы просителя и мнимой зависимости от волн репатриации.

Это не мы зависим от неё, а жизнь, здоровье и благосостояние новых репатриантов зависит от гражданства в Израиле. Такая постановка вопроса мне кажется гораздо более правильной и справедливой. Законы нашего братства неколебимы. Это замечательно! Но еще более замечательным будет, когда наши новые братья поймут: своим приездом они не совершают некий подвиг самопожертвования, не делают одолжение Еврейскому государству своим приездом, а просто меняют свою судьбу в поисках иной, более счастливой жизни.

А сам Израиль, по старой и доброй традиции, всегда поможет им в этом, но только при одном условии: новые репатрианты, искренне и по мере сил, будут согласны помочь самому Израилю, как своему дому, перестав оплакивать горькими слезами свои, оставленные где-то, «горшки с мясом»; и требовать от страны, их приютившей, особого отношения к себе, как к великим героям своего же личного и добровольного исхода.

Израиль должен репатриантам, но и сами они никак не меньше должны Еврейскому государству. Только такой подход к проблемам алии мне кажется самым правильным и справедливым.